Классическая русская печь
Сейчас мы покажем Вам процесс строительства классической Русской печи из кирпича LODE красного и коричневого цветов.
Формируем основание Русской печи, его размер 2040мм – 2170мм.
Поднимаем боковые стенки.
На углы печи используем фигурный кирпич LODE Brunis (коричневого цвета) с радиусом 60мм.
Установили кружало и перекрываем подпечек лучковой арочкой.
Арочка готова, продолжаем поднимать стенки, подходим к перекрытию подпечка.
Перекрыли подпечек, для внутренних работ используем полнотелый кирпич Витебский Цех №1.
Подпечек перекрыли уложив кирпич на стальные уголки, получилось немаленькое помещение в котором зимой будет греться вся домашняя живность находящаяся на службе у хозяина. Так же подпечек используется для хранения различных печных причиндалов: различных ухватов, сковородней, кочережек и т. п.
Изготавливаем декоративный бордюр с фигурным профилем, с помощью кантофрезера.
Сделали красивый шесток и подину из огнеупорного кирпича Ш-8 Боровичевского завода огнеупоров. Размер пода 1200мм -900мм, достаточно большой размер, готовить можно на большую семью.
Кладем дальше боковые стенки печи, в которых также выполнен декоративный бордюр с помощью кантофрезера.
Потихонечку, помаленечку кирпичик за кирпичиком растет наша печь.
Поднимаем шамотное ядро печи, устье сделали в виде циркульной арки , подходим к перекрытию, к изготовлению самой главной части Русской печи, своду.
Свод перекрываем клиновыми шамотными кирпичами, так же параллельно со сводом поднимаем боковые стенки в которых делаем углубления, так называемые печурки.
Вот так выглядит уже готовый свод, почти перекрытые печурки и установлено кружало для основной арки над шестком печи.
Вот оно горнило Русской печи здесь будет происходить все от топки до приготовления. Кружало не съемное сгорит при первой же топке.
Свод сверху засыпаем песком с керамикой для большей теплоемкости.
Перекрываем лежанку двумя рядами кирпича по стальным уголкам.
Изготавливаем основную арку, вокруг печи строим леса, высоко, работать без них стало неудобно.
Приладили декоративные, точеные карнизы и переходим к формированию дымосборника, он нам понадобится очень большой.
Поднимаем дымосборник и врезаем в него две задвижки.
Вот такая получилась огромная лежанка, можно греться всей семьей.
Закончив дымосборник переходим к заключительной фазе, кладке трубы.
Труба у нас используется модульная Итальянской фирмы EFFE 2 , сечение трубы 300мм, и высота 11 метров.
Почистили, помыли печь, расшили швы, вообщем навели красоту и теперь можно и затопить.
Вот и такой долгожданный первый огонь в печи, все работает, все довольны.
В данный момент печь уже эксплуатируется на полную мощность, она и греет, и лечит, и всякие кулинарные вкусности готовит.
Классическая русская печь с лежанкой
Содержание
- Устройство русской печки с лежанкой
- Как сложить печь с лежанкой
- Схема кладки печи с лежанкой
Традиционная кирпичная классическая русская печь с лежанкой пользуется большой популярностью благодаря простоте своей конструкции и возможности использования, как для приготовления пищи, так и нагрева помещения.
Единственным недостатком кирпичной русской печи является низкий КПД за счет горения топлива на глухом поду. Отсутствие возможности регулировать циркуляцию и подачу воздуха снижает теплоотдачу приблизительно на 25-30%.
Устройство русской печки с лежанкой
Отопительные русские печи с лежанкой и плитой, точнее их устройство, дошли до наших дней практически без изменений, хотя в последнее время появились небольшие модификации в устройстве, призванные увеличить теплоотдачу.
Классическая конструкция включает в себя следующее:
- Фундамент под печь с лежанкой или опечье. Может изготавливаться как из кирпича и бетона, так и деревянном основании.
- Подпечек — в нем принято хранить дрова, перед тем как топить ими. Дрова высушиваются практически до «пороха».
- Кроется подпечек полу циркуляционным сводом или «корытом». На него просыпается материал, который может держать тепло длительное время: песок, крошка кирпича и т. д.
- Под варочной камеры — устройство русской печи с лежанкой и плитой не может обойтись без пода. Особенностью монтажа пода является то, что он устанавливается непосредственно на подсыпку свода.
- Горнило — находится непосредственно под лежанкой. Воздух, поступая через зев, направляется к горнилу, нагревается и под всей перекрышей переходит в перетрубье и оттуда в систему дымоудаления.
Некоторые игнорируют важность правильного монтажа пода. Если планируется готовить еду, под необходимо устанавливать на подсыпку.
Как сложить печь с лежанкой
Кладка русской печи с плитой и лежанкой считается одной из самых простых в техническом отношении. Сделать печь можно самостоятельно, выполнив предварительный расчет расходного материала. Для примера возьмем схему, в которой размеры русской печи с лежанкой не будут превышать 1580 на 1280 мм.
Чтобы построить печку понадобится:
- Огнеупорный кирпич 1100 шт.
- Дверки, колосниковая решетка, чугунная плита, ревизия.
- Расходные материалы — вязальная проволока (35 м/пог) и лента (8,5 м/пог), стальные кляммеры, заслонка жаровой камеры. Печь с подтопком может потребовать дополнительно приобрести двери и для этой ниши.
- Глиняный раствор — лучше всего приобрести уже готовую смесь. Высчитать необходимое количество мешков можно благодаря таблицам на тыльной стороне упаковки.
При работе необходимо строго соблюдать размеры и стараться, чтобы стенки хайла были гладкими. Штукатурить стенки нельзя, поэтому обычно мастера вышлифовывают тыльную сторону кирпича.
Схема кладки печи с лежанкой
Традиционная русская печка с лежанкой и варочной плитой может быть изготовлена и самостоятельно. Хотя особенности кладки могут отличаться в зависимости от выбранной конструкции, существуют некоторые общие правила.
Строительство печи будет выполняться следующим образом:
- 1-й ряд — кладем прямо на гидроизоляцию без изготовления стяжки. Так как нижние ряды до третьего включительно, не подвергаются воздействию высоких температур, для них можно использовать перекаленный кирпич. Стелить начинаем с левого угла лицевой стороны. Начинаем кладку с трехчетвертного кирпича. Кирпич укладываем на угол. Рядом располагаем полномерные кирпичи.
- 2-й ряд — перекрываем тычки по правой и левой сторонам конструкции ложками. Необходимо следить за тем, чтобы все неполно цельные кирпичи перекрывались следующим рядом. По краю будущего пода ставим кирпич на ребро.
- 3-й ряд — полностью повторяем конструкцию первого. Устанавливаем дверцу поддувала.
- 4-й ряд полностью идентичен второму. Порядовка конструкции печи с лежанкой часто повторяет схему предыдущих рядов, таким образом, обеспечивая большую прочность стен. Единственным отличием является то, что на четвертом ряду оставляется место под прочистной канал.
- 5-й ряд — делаем основания под арочные своды, продолжаем прочистной канал.
- 6-й ряд на этом этапе устанавливается колосник. Прочистной канал начинают постепенно сужать.
- 7-й и 8-й ряды — в этот момент укладывают стальной лист, а также крепят проволоку для фиксации топочной дверки. Верхним слоем полностью перекрывается под. Нижняя часть кладки окончена.
- 9-й ряд — устанавливаем кирпич на ребро по всему периметру пода, делаем песчаную подсыпку.
- 10 и 11 ряды изготавливаются идентичным образом. По краю пода используются половинки кирпича, на верхнем слое устанавливается варочная поверхность из чугуна.
- 12,14 и 16-й ряд также полностью повторяют друг друга. На пятнадцатом начинают поднимать арку. Если до этого ряда все было просто, то теперь поэтапная кладка потребует от мастера высокого профессионализма.
- 17 и 18-й ряд предназначен для сужения свода. Между этими слоями необходимо использовать вязальную проволоку.
- С 19-21-й ряд полностью заканчивается монтаж лежанки. Благодаря постепенному сужению обеспечивается возможность выдерживать высокие нагрузки, после протопки печи можно будет поставить деревянный настил на лежанке.
- 22-й ряд начинает поднимать хайло печи. Этот этап работ по праву считается одним из самых сложных. Если кладка печи с лежанкой своими руками до этого момента была сложной для мастера, то на этом ряде лучше позвать на помощь квалифицированного печника.
- С 23-31 ряд укладывается трубный канал, и устанавливаются задвижки и поддувала.
Перед началом работ необходимо рассчитать печь, найти необходимые планы и схемы и заготовить необходимое количество расходного материала. Тщательная подготовка ускорит кладку приблизительно в два раза.
Русские изразцовые печи
Русские изразцовые печи — явление уникальное и самодостаточное. Печь в русском доме всегда была «вещью в себе» — на ней все начиналось и заканчивалось, она была альфой и омегой любого дома, с ней было связано множество поверий и легенд. Русская печь была даже героем фольклора. «В одной древней загадке-притче сказано: «В теплом царстве есть пещера каменная, а в пещере лютый змей; и когда холод войдет в то царство, змей закрутится, и пламя огня начнет выходить из пасти его, и дым вьется из его ушей, и искры сыплются из его глаз. Нетрудно догадаться, что в этой изобилующей метафорическими образами загадке речь идет о русской печи, которую сравнивают с каменной пещерой. Теплое царство — крестьянская изба с печкой», — писал о русской печке Геннадий Федотов, человек, посвятивший жизнь изучению русских ремесел и написавший много книг о печах.
Русские поговорки и пословицы полны отсылок к печке, и в каком контексте: «От печки плясать» (значит начать с самого начала), «Умный мужик – на печке избу построил », «Сказать, что в избе печь, значит сказать доброе слово», «Прощайся с солнцем в октябре, подойди к печке поближе», «Холодно без печи и голодно без хлеба». Печь не только топила, в ней готовили пищу, мылись, она была местом, где люди останавливались, чтобы побороть болезни и занимались любовью, она была центром дома и его хранительницей.
В этом, впрочем, нет ничего удивительного, ведь российский климат никогда не был мягким и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи почитались и им придавалось сакральное значение как проводнику огня – главного языческого божества русских. Часто печку очеловечивали, наделяли умением говорить, как в сказке «Гуси-волшебный лебедь», а также позже, в частности, в современном мультфильме «Вовка в далеком-далеком царстве». Про печь в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка мать».
Устройство русской печи позволяет ей выполнять множество функций: очаг для приготовления пищи, а также своего рода скамья для сна в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была прежде всего частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались в основном для приготовления пищи. А вот русская печь была «много в одном»: печь, постель, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи – домового. Неполные аналоги русской печи существуют только в Скандинавии, где сходный климат, поэтому и традиционный уклад жизни был схожим.
С VIII по XIII вв. в Северной Руси преобладали печи из крупных камней без применения какой-либо связки. Камни были так хорошо подобраны, что плотно звенели друг о друга. У таких печей не было дымоходов, поэтому весь дым выходил через дверь, что имело свои преимущества в плане обеззараживания жилища: горячий дым «поджаривал» стены и потолок в ху, сушил и дезинфицировал его, что было важно для борьбы с микробы и насекомые.
Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали делать из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела вид, который мы теперь называем русской печью.
А так как люди Древней Руси придавали печи сакральный смысл, украшение предмета их культа вскоре стало задачей огромной важности. Печь, как центр дома или просто достаточно крупное сооружение, нуждалась в украшении.
Ранние изразцовые печи украшались терракотовыми изразцами, часто печь собиралась из самонесущих изразцов и в конце концов появилось понятие изразцовой печи, предполагающее, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи.
XVII век был пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от христианизации Руси до Серебряного века».
Множество разноцветных и глазурованных изразцов украшало русские изразцовые печи. В Московском Кремле хранится большая коллекция русских изразцовых печей. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре Троице-Сергиевой Лавры. В общем, многие из них сохранились в разной степени сохранности, во многом благодаря аскетизму музейщиков и реставраторов. Одна из крупнейших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторы МГОМЗ сделали очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Боярской Руси – эпохи, погибшей в петровское время.
Русская печь претерпела кардинальные изменения в начале XVIII века с указом Петра, запрещающим строительство дымных (без дымоходов) пожароопасных печей, что было очень своевременно, так как города горели и пожары вызывали большие наносить ущерб. Тогда же были изданы первые правила устройства печей в жилых домах и промышленного изготовления кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по велению Петра было налажено производство новых для России «голландских» изразцов — белых изразцов, окрашенных кобальтом. Распоряжение Петра было: «немедленно шведского фасона печных изразцов сделать в гладкие белые, а на них синею краскою покрасить».
К середине XVIII века в России производилось самое большое количество изразцовых печей в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструкции печи. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции систем печного отопления, были Николай Львов со своим трудом «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев, написавший «Теоретические основы печного искусства», в котором он опубликовал методику расчета размеров дымовых труб и сечений газовые каналы.
Эти архитекторы теоретически обосновали приемы проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топки и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич издал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе о печном отоплении изложил теорию расчета отопительных печей.
Производство белых изразцов и изменение способа дымоудаления привели к трансформации конструкции городских печей. Такие чисто отопительные толстостенные печи стали называть голландскими, что не совсем правильно, так как впервые они появились в России, а оттуда попали в Европу. Как бы то ни было, голландские печи получили распространение в городах во многом благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, связанные между собой сложной системой отопления, они стали отличным источником обогрева достаточно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском дворце. О печах Большого Екатерининского дворца следует говорить отдельно, так как они, как и московские изразцовые печи конца XVII века, символизируют целую эпоху.
В воздухе всегда витали идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям. Городом, откликнувшимся на эту идею, стал Санкт-Петербург, ставший не только «окном в Европу», но и первым полностью спланированным «европейским» городом в России. Многочисленные дворцы, воздвигнутые Петром и его потомками в Петербурге, превосходили европейские своим великолепием, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа ничуть не уступают по своей красоте знаменитому французскому Версалю.
Основной расцвет искусств, вызванный роскошью правившего тогда сословия дворян, пришелся на царствование Елизаветы (Елизаветы) Петровны. Этот период русского искусства даже получил собственное название – елизаветинское барокко. Главным представителем этого направления был архитектор Ф.Б. Растрелли, именем которого иногда называют елизаветинский стиль – растреллиевское барокко.
Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего петровского барокко, учитывало достижения русского искусства, сохраняя в своих силуэтах традиции православного храмового зодчества. Царскосельская и петергофская постройки Растрелли были закономерным следствием того, что здесь произошло до него. Его работа была полностью подчинена вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.
Елизаветинская эпоха стала исключительно благотворным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли высочайшего уровня мастерства и применялись во многих построенных и реконструированных дворцах.
«Елизавета Петровна отремонтировала все постройки и довела дворец до такого совершенства, что он легко мог соперничать, особенно своими фонтанами, с Версалем и Марли». Мечислав Пилсудский, 1857 г.
Большой интерес представляют изразцовые печи 18 века, которых много в Екатерининском дворце. Ко времени постройки этих печей в России уже давно работали кирпичные заводы по производству изразцов. В Стрельне, где располагались заводы, были залежи хорошей глины. К 1722 году в стрельнинских печах обжигали до 3,5 миллионов кирпичей в год.
На Стрелинском гончарном заводе посуду, утварь и изразцы изготавливали из белой эмали и расписывали синими красками. Сюжеты были все одинаковые, все голландские – мельницы, корабли, пейзажи, каналы и прочее. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландской плитке.
Изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском Селе выполнены в голландском стиле с сюжетными росписями в бело-голубых тонах, заключенными в красивые орнаментальные рамки. Таким же образом выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.
Белая столовая выполнена в контрасте с вышеперечисленными помещениями – она насыщена монохромными и матовыми фактурами. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Я. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Комната выдержана в строгих канонах классицизма, а в ее интерьерах изящные круглые изразцовые печи российского производства, облицованные белыми глазурованными изразцами с рельефными панно «Музыка и живопись».
Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в годы ВОВ, дворцы Царского Села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовал в их восстановлении.
Секрет изготовления изразцов с подглазурной росписью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его заново открывать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, который инициировал изготовление изразцов, обеспечив тем самым успешное выполнение указанной работы. Гессен решил задачу полной реставрации изразцов в интерьерах Летнего дворца Петра Великого, в Монплезире и в Марли в Петергофе.
Долгое время изразцовые печи были основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Лишь в конце 19 – начале 20 веков, с изобретением парового отопления, их начали заменять. Фактически в настоящее время отопительные печи устанавливаются только в частных домах и при отсутствии магистрального газа для установки газового котла и нагрева воды. Чаще в доме устанавливают камин – для сибаритской медитации на огонь и как своеобразный знак достатка. Тем не менее спрос на печи достаточно стабильный. Зачастую заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее меньшей стоимостью, но и особым вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.
Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только в последние 15-20 лет. На рынке не так много компаний, способных производить облицовку изразцовой печью. Кроме того, современные покупатели практически не нуждаются в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из таких изразцов. Поэтому сейчас речь больше идет об изготовлении архитектурной керамики и плоской черепицы. Хотя иногда бывают заказы и на настоящую плитку с ромбами (коробчатыми выступами на обратной стороне).
Современные российские изразцовые предприятия делятся на несколько типов: мастерские, производящие определенный набор форм и рисунков, подгоняемых под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальную облицовку по эскизам заказчика или создающие новые дизайны; художественные мастерские, выпускающие авторские работы; и частные керамисты.
В любой из перечисленных мастерских заказчик получает изделие с высокой степенью уникальности, так как не бывает полностью одинаковых плиток и даже в пределах одного набора каждая плитка будет отличаться от другой. Разница между мастерскими не очень существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а последняя, в первую очередь, это вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае сейчас на рынке можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских:
Одна из крупнейших в России, петербургская компания «Паллада» была основана реставраторами Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компанией восстановлено огромное количество старинных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи – изразцовое богатство Северо-Запада».
Керамическая мастерская Сергея Лебедева — предприятие в Москве, созданное на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря, которое, а также воссоздало большое количество исторических изразцов при реставрации. Очень интересны работы фирмы «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это достаточно крупное предприятие, специализирующееся, как понятно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.
Компания «АртБазл» в виде мастерских монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одна компания из Санкт-Петербурга, принадлежащая художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необычайно красивы.
Сказочно хороша работа звенигородского семейного ателье «Лев и Сирин», созданного потомственными керамистами Куприяновыми. Это полностью авторская керамическая продукция, со своим лицом, стилем и характером.
Мы перечислили далеко не все существующие в России керамические мастерские, однако работы упомянутых фирм и художников привлекают внимание, будоражат душу и радуют глаз, что позволяет поставить их в один ряд с лучшие произведения крупных мастеров прошлого.
Кухня в деревенском доме с классической русской печью. векторный эскиз, вектор, вектор и низкий бюджет изображения. Рис. ESY-056178238
Купить это изображение по цене от
10 €
Всего за 0,27 € при максимальном разрешении с easySUBSCRIPTION
См. наши планы подписки
Лицензия без лицензионных отчислений
Выберите разрешение, которое лучше всего соответствует вашим потребностям
3 | С 1 МБ А8 | 686 х 509 пикселей 24,2 х 18 см | 72 | €10,00 |
М 6 МБ А6 | 1681 х 1248 пикселей 14,2 х 10,6 см | 300 | €20,00 | |
л 26 МБ А4 | 3499 х 2597 пикселей 29,6 х 22 см | 300 | €25,00 | |
XL 50 МБ А3 | 4853 х 3601 пикселей 41,1 х 30,5 см | 300 | €30,00 | |
Вектор .EPS-файл | €30,00 |
Эти цены действительны для покупок в Интернете
Купи сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG
Код изображения: ESY-056178238 Фотограф: Коллекция: Фотопоиск ЛБРФ Пользовательская лицензия: Низкий бюджет без лицензионных отчислений Наличие высокого разрешения: До вектора . EPS-файл
Доступно в формате .EPS
Специальная коллекция: Низкий бюджет
Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.
×
Изображение композиции
Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами.