Как определить качество вагонки
Вы здесь
Главная » Статьи » Внутренняя отделка » Как определить качество вагонки
Вагонка из натуральной древесины – популярный отделочный материал для облицовки поверхностей внутри помещений. Она высоко ценится за свое природное происхождение и красоту, а также экологичность и безопасность для человека и животных. Однако при ее использовании надо знать, как определить качество вагонки, чтобы отделка оправдала свое эстетическое и функциональное назначение. Это выявляется на основе анализа естественных и производственных дефектов материала. На данный моментсуществуют следующие категории вагонки по качеству.
Класс «Экстра». Разделяя качество вагонки по сортам, специалисты часто выделяют в отдельную категорию продукцию премиального качества, отличающаюся идеально ровной поверхностью без сучков, сколов и других дефектов.
Класс А. Вагонка такого сорта допускает наличие только живых светлых сучков размером до 15 мм, небольших (не более 95 мм) пластевых несквозных трещин и трещин усушки, а также закрытых смоляных кармашков, засмолки и сердцевины (до 200 мм на 1 п/м). Также возможно наличие незначительно шероховатости материала, полученной на производстве.
Класс B. Допускается наличие неограниченного количества здоровых и светлых сучков любого размера. Выпадающих не должно быть более 1 шт на п/м, а диаметр их не превышает 2 сантиметров. Аналогичных размеров могут быть невыпадающие и несросшиеся сучки, а черные не превосходят в диаметре 1,5 сантиметров. Выпавших, табачных и гнилых сучков не встречается.
Допускаются волосяные и пластевые несквозные трещины, выходящие в торец, открытые и закрытые (не превышающие 5 см) смоляные кармашки. Могут встречаться засмолки, окраска, червоточины (не более 3 штук) сердцевины, синева и вросшая кора. Допускается наличие всех производственных дефектов, не сильно влияющих влияют на качество монтажа материала.
Класс С. Для этого сорта в неограниченном размере и количестве допускаются сучки, синева, гниль, обзолы, червоточины, смоляные кармашки, сердцевины, окраска и вросшая кора. Несквозные пластевые трещины могут занимать до 80% всей площади доски. На 1 п/м допускается наличие не более 5 сквозных трещин. При выходе в торец как пластевые, так и сквозные трещины в длину не должны превышать 30 сантиметров.
Зная, как различается качество и виды вагонки, вы сможете подобрать наиболее подходящий к вашим задачам отделочный материал. Но при его выборе стоит проконсультироваться с продавцом или иным специалистом в строительном деле.
Полезные советы: Как правильно подобрать вагонку
СОДЕРЖАНИЕ:
Вагонка, или деревянный сайдинг из досок, пришла в архитектуру еще в те времена, когда судостроение было деревянным. Именно из него был взят метод наложения внешних досок друг на друга внахлест, чтобы дождевая вода могла беспрепятственно скатываться вниз.
Сам термин родился от немецких бочковых досок, поэтому неудивительно, что первая вагонка была немного изогнутой под диаметр бочки. Со временем для лучшего прилегания стали использовать фаску, а затем перешли к современному типу соединения шип-паз.
Преимущества деревянной вагонкиОсновных видов материалов для сайдинга три: дерево, металл и пластик (к ним еще примкнул цемент, но он менее популярен). Деревянная вагонка среди них имеет следующие преимущества:
- Малый вес. Это ведет к более дешевой транспортировке и отсутствию необходимости укреплять фундамент, что также могло влететь в копеечку.
- Ремонтопригодность. Замена поврежденной доски занимает меньше времени и сил, чем у других типов сайдингов.
- Экологичность. Пластиковые сайдинги могут вредить здоровью (например, при использовании в жарком климате при нагреве они могут выделять соединения хлора), так как не всегда производители и продавцы следят за качеством изделий.
Впрочем, есть у деревянной вагонки и минусы. Она дороже пластиковой (правда, и прослужит дольше), способна поддерживать горение (этот недостаток можно устранить противопожарной пропиткой), требует регулярного ухода и уязвима для влаги, плесени и насекомых. Правда, и эти проблемы можно решить соответствующей обработкой и правильным монтажом.
Долговечность вагонки зависит от климата. Холодные зимы лучше, чем теплые, поскольку чем выше температура, тем быстрее сохнет дерево. Хуже всего нестабильный климат, так как заморозки и оттепели влияют на древесину сильнее.
Чем отличается обычная вагонка от евровагонкиОтличия российской вагонки от зарубежной, в основном европейской – в технологии производства и требованиям к качеству. Как правило, евровагонка имеет более четкую геометрию и более широкий шип, что позволяет избежать изменений профиля под воздействием влаги и температуры и, следовательно, появления трещин.
Также различия могут заключаться в других размерах – каждый производитель и каждая страна могут использовать свой формат.
Помимо этого, евровагонка хранится на складах с тщательно выверенной температурой, что гарантирует хорошую просушку.
Какого размера нужна вагонкаРазмерностей, интересующих нас, три: длина, ширина и толщина. В первую очередь определитесь, вертикальный у вас будет сайдинг или горизонтальный, и померьте длину стен – это даст вам длину вагонки. Старайтесь рассчитать все так, чтобы получалось как можно меньше отходов, ведь это ваши деньги.
Ширина не так критична, как длина, и может быть практически любой. Однако помните, что чем шире доска, тем более она восприимчива к нагрузкам – а значит, больше шанс ее деформации или поломки.
Толщина вагонки зависит от условий эксплуатации: внутри помещения можно обшить стену самой тонкой, на внешней стене дома лучше взять доску потолще: она и прочней, и лучше прижимает утеплитель (если вы его, конечно, используете). О том, как избежать брака при монтаже вагонки поверх утеплителя, читайте ниже.
Какая древесина лучшеВыбор типа древесины обусловлен не только вашим бюджетом (цены разных пород деревьев могут отличаться в 2-3 раза), но и местом использования вагонки. Используются, например, следующие виды:
- Сосна. Самый доступный, в том числе по цене, сайдинг. Хорошо обрабатывается и окрашивается. Однако бывает трудно найти сосновую доску без сучков, что может подпортить внешний вид.
- Ель. Похожа по характеристикам на сосну, однако из нее можно изготовить более длинные доски. Так же, как и сосновый сайдинг, не защищена от гниения, так что обязательно должна быть обработана соответствующими составами перед установкой.
- Кедр. Хорошо окрашивается, более устойчив к действию влаги, не так вкусен для насекомых и противостоит гниению. Вместе с тем это один из самых дорогих материалов.
- Красное дерево. Противостоит усадке, требует меньшего ухода, содержит мало смолы. Также один из самых дорогих материалов.
Профилей вагонки на рынке много: каждый производитель хочет выделиться среди конкурентов, что ведет к обилию профилей сечения, размеров и форм замка, качества лицевой и задней поверхности и другим параметрам доски.
В основном отличия заключаются в профилях:
- Обычная вагонка.
- Софтлайн. Вагонка с закругленными углами. Больше подходит для отделки внутренних помещений, в том числе саун и бань.
- Штиль. Тип с менее заметным швом, нежели у обычной вагонки. Может быть как с закругленными углами, так и с обычными.
- Блокхаус или брус. Имитация бревна или бруса соответственно – скругленная или плоская со скошенными углами лицевая сторона.
Особое внимание обратите на наличие на тыльной стороне вентиляционных каналов вдоль всей доски. Если вы используете вагонку внутри отапливаемого помещения и отсутствием влаги между ней и стеной, то вентканалы не так уж необходимы. Однако в помещениях неотапливаемых, с повышенной влажностью (например, в бане) или на открытом воздухе такие прорезы обязательны. Они увеличивают срок службы древесины и облегчают уход.
Какой сорт вагонки лучше выбратьВ настоящее время производство российской вагонки регулируется ГОСТ 8242-88 («Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства»), а в Европе действует немецкий стандарт DIN 68126/86.
Вся произведенная продукция разделяется на четыре сорта:
- Премум (или экстра). Сучки и трещины отсутствуют, дефекты могут присутствовать только на обратной стороне.
- Класс А. Отличается от премиума доспустимостью одного сучка диаметром не более 10 мм на один погонный метр вагонки, а также небольших несквозных трещин.
- Класс В. Количество сучков не ограничено, а их размер может достигать трети ширины доски. Также могут присутствовать карманы и сквозные трещины.
- Класс С. Вся остальная вагонка с дефектами как на лицевой, так и на тыльной стороне.
При покупке не сильно обращайте внимание на маркировку, потому что производители любят пользоваться собственными техническими условиями, которые могут обеспечивать неудовлетворительное качество. Поэтому обязательно сами оцените качество древесины. Что же касается выбора сорта, то вагонку класса С обычно используют в подсобных помещениях (сарай, гараж и так далее). Для внутренней отделки жилых помещений или бань и саун она обычно не применяется.
Более подробная информация по дефектам приведена в таблице ниже.
Дефекты |
Сорт А |
Сорт В |
Сорт С |
Сучки |
Недопустимо – вывалившиеся сухие сучки. Допустимо – живые, срастившиеся сучки без лимитации, повреждения на сучках на торце, незаметные на обратной стороне, сколы на сучках на пазе на нижней кромке. |
Допустимо – отсутствующие сучки до 20 мм диаметром числом две штуки на всю поверхность доски. |
Допустимо – дырки диаметром более 20 мм. |
Трещины |
Допустимо – на срезе размером с ширину ламели и микротрещины. |
Допустимо – на срезе размером до 300 мм вдоль волокон |
Допустимо – в том числе сквозные |
Сердцевина |
Допустимо – объемом не более половины длины ламели из расчета не более чем 20 % ламелей в упаковке. |
Допустимо |
Допустимо |
Креневая древесина (древесина под корой) |
Допустимо в небольшом объеме. |
Допустимо, если не влияет на качество монтажа |
Допустимо |
Смоляные кармашки |
Допустимо – размер до 6 мм в диаметре и в количестве не боле двух штук на всю длину доски. |
Допустимо |
Допустимо |
Засмоленные участки у сосны |
Допустимо – немного засмоленные участки не более чем у 10 % досок в упаковке. |
Допустимо |
Допустимо |
Прорость (заросшая рана с щелевидной полостью) |
Допустимо, если не превышает половину ширины ламели. |
Допустимо |
Допустимо |
Поражение насекомыми |
Не допустимо. |
Допустимо три очага на одну ламель из расчета не более 5 % пораженных ламелей в упаковке. |
Допустимо |
Гниль |
Не допустимо. |
Не допустимо. |
Не допустимо. |
Посторонние оттенки |
Допустимо – до 10 % площади лицевой стороны у 10 % ламелей в упаковке, без синевы. |
Допустимо – розовые и блекло-синие полосы, без синевы. |
Допустимо |
Обработка |
Допустимо – незначительные дефекты строгания, в том числе шероховатость и мелкие вырывы в кромке в зоне сучков. |
Допустимо – дефекты строгания, не влияющие на процесс монтажа. |
Допустимо – дефекты строгания, не ухудшающие прочностные характеристики и внешний вид. |
Основных причин, которые могут испортить вагонку, всего две.
- Неправильные условия хранения. Если не обеспечены требования по влажности, то древесина будет впитывать воду и впоследствии при сушке изгибаться.
- Плохая распиловка. Косые торцы, неравномерная длина, кривые пальцы – все это может стать неприятным сюрпризом.
Перед покупкой обязательно посмотрите качество вагонки, которую вы покупаете. Если у вас большие объемы, а убедиться в качественности нет возможности (например, изделия замотаны в стрейч-пленку), то купите на пробу одну упаковку. Если все в порядке, просто докупите оставшееся количество, а если качество не устроит, вы не потеряете деньги.
Как избежать брака при монтажеИногда количество досок берется впритык, и потом приходится еще раз ехать в магазин, потому что часть сайдинга при крепеже испортилось. Как свести такой брак к минимуму?
- Используйте крепеж достаточной длины. Самая распространенная причина, по которой вагонка трескается в местах крепежа при использовании ее поверх утепления – это слишком короткие гвозди. Со временем они из-за тепловых и водных воздействий ослабевают, и вся конструкция начинает расшатываться, нарушая целостность соединения.
- Убедитесь, что гидроизоляция сделана правильно – тогда вода не будет портить сайдинг. Вторая по частоте брака причина – конденсат, намерзание льда или дождевая вода между стеной и вагонкой.
- Убедитесь, что доски правильно хранились, то есть хорошо высушены, на них нет большого количества заболони (слоя дерева непосредственно под корой – в этом случае высок риск перекручивания доски). Слишком тонкие и слишком широкие доски испытывают большие нагрузки и для них выше шанс повредить их при монтаже.
Помните, что если вы используете вагонку на открытом воздухе, то ее нужно обязательно загрунтовать, покрасить или покрыть лаком, иначе уже через несколько лет доски начнут гнить, плесневеть и разрушаться. Обновляйте защитный слой каждые несколько лет, чтобы предотвратить порчу сайдинга. Не забывайте про торцы, которые особенно уязвимы для погодных воздействий из-за более шероховатой поверхности – обработайте их герметиком. Другие средства не подойдут, так как волокна с торца впитывают жидкость в 250 раз быстрее, чем они же, распиленные вдоль, и ваша защита просто уйдет вглубь и перестанет работать.
Также помните, что защищать доску нужно со всех сторон, в том числе и с той, которой она крепится к дому. В противном случае конденсировавшаяся вода быстро всё испортит.
Рекомендуется перед покраской грунтовать вагонку, так как это обеспечивает дополнительный защитный слой, да и краска будет лучше ложиться.
Если произошла протечка жидкости (от дырки в крыше во время дождя или при аварии на водопроводе и канализации), не забудьте проверить состояние сайдинга. Помимо прямого повреждения водой, на вагонке может завестись плесень.
Как уничтожить плесень на вагонкеПлесень не просто выглядит неэстетично – она чревата поражениями кожи, отравлениями, ринитом, бронхитом и тому подобными малоприятными вещами. Так что если вы заметите на сайдинге подозрительные пятна, то самый простой способ их удалить – обработать колонию уксусом, ведь даже 5 % раствор уксуса способен убить 99% процентов бактерий и 80 % вирусов. Так что просто возьмите ручной пульверизатор и как следует полейте «дорожки» плесени. Также можно использовать 3 % раствор перекиси водорода. Другой распространенный способ – использование отбеливателя (стакан на литр воды или же литр средства на три литра воды).
После обработки оставьте средство на плесени на несколько часов, а затем тщательно соскребите и помойте водой с мылом. Убедившись, что видимая плесень исчезла, обработайте место локализации антигрибковой грунтовкой (при необходимости – несколько раз), и, если есть желание, заново покрасьте «пораженный» участок.
Справочник по подкладкам — Permanent Style
«А какую подкладку вы бы хотели в костюме?»
«О, не знаю, просто что-нибудь под цвет ткани».
На этом большинство людей выбирают подкладку для пиджака или костюма. И не зря.
Цветные или узорчатые накладки чаще выглядят дешево, чем стильно. Они скорее отвлекут внимание от костюма, чем улучшат его.
Да и в материале, из которого изготовлена подкладка, выбор невелик. И Бемберг, и эрмазин работают одинаково хорошо, и их использует подавляющее большинство портных.
Но есть вопрос, какие куртки должны быть без подкладки или с частичной подкладкой. Кому-то нравятся шелковые подкладки. А цвета, которые дополняют материал костюма, могут добавить нотку характера.
Итак, для всех тех, кто хочет разобраться во всех вариантах, вот наша последняя глава из серии «Стиль костюма» — все о подкладках.
Зачем нужна подкладка?
Суть подкладки в том, что она помогает как надевать, так и снимать костюм, а также помогает ему двигаться при ношении.
Если есть трение между курткой или брюками и рубашкой или кожей под ними, они могут зацепиться и неловко свисать. Когда покрой скроен точно так, чтобы получилась четкая, элегантная линия, это скорее позор.
Подкладка также помогает защитить внешний слой от износа, вызванного телом под ним. И ремонтировать его гораздо проще, чем внешнее полотно.
Основным недостатком подкладки является то, что она делает куртку теплее. И второстепенным является то, что он может сделать пиджак более формальным.
Итак, причины отсутствия подкладки противоположны всем этим.
Если куртка изготовлена из материала, который и так плохо драпируется, например, из хлопка. Если материал меньше застревает на одежде — потому что он гладкий или тяжелый. Если материал очень прочный и не нуждается в защите — например, твид. Если куртка просто очень повседневная, а не элегантная драпировка. Если вам просто нравится внешний вид тканевой подкладки — потому что она более повседневная.
Все это делает подкладку менее важной. Тем не менее, единственная реальная причина, по которой я бы взял куртку без подкладки, — это жара — если это летняя вещь, и вам нужно, чтобы в ней было прохладнее.
Я прошел через этап, когда хотел, чтобы все мои куртки были на подкладке на четверть, чтобы вы могли видеть ткань внутри, когда куртку расстегивают. И я все еще вижу в этом привлекательность, если это часть образа бренда — как в случае с моей англо-итальянской курткой ниже.
Но это может раздражать. Время от времени он будет цеплять, и в результате большую часть времени сегодня у меня есть полная подкладка во всем моем пошиве — если только это не специально для лета.
Футеровка не горячая?
Куртка с частичной подкладкой позволяет легче отводить тепло тела. В жаркую погоду разница заметна.
Однако некоторые материалы очень легкие и дышащие, в том числе большинство из шерсти, шелка и льна. Даже с подкладкой в них часто достаточно прохладно, если только погода не превышает 35 градусов или очень влажно. И есть преимущества в сохранении подкладки: легкий материал будет легче драпироваться и с меньшей вероятностью зацепится.
Таким образом, в большинстве стран с умеренным климатом, таких как Великобритания и Северная Европа, вам может подойти полная подкладка, и вы предпочтете придать материалу такую поддержку.
Я также нахожу разницу между наполовину на подкладке (где все, кроме нижней половины спины, без подкладки) и на четверть (где на подкладке только верхняя половина спины и рукава) незначительной.
Также не используйте рукава без подкладки. Вы производите очень мало тепла там, и это настоящая боль, когда надеваете и снимаете куртку. Кое-что, что я нашел с моей курткой Рубиначчи.
Подкладка брюк менее проблематична, и стандартно они должны быть на подкладке «наполовину» — спереди, до колен.
Летние брюки, такие как льняные, часто оставляют без подкладки, чтобы сделать их более прохладными. Но опять же, я бы сказал, если вы не находитесь где-то очень жарко, это не будет иметь большого значения.
Я также пробовал брюки на подкладке, чтобы зимой было еще теплее. Но они раздражают при глажке брюк, и я не стал бы делать это снова, если бы не переехал куда-нибудь похолоднее, например, в Бостон или Стокгольм.
Из чего можно сделать подкладку?
Подавляющее большинство подкладок костюмов изготавливается из купро (сокращение от купраммоний, также известного под торговой маркой Bemberg) или эрмазина (вискозный искусственный шелк).
Оба являются полусинтетическими материалами, первый изготавливается из экстракта хлопка, а второй – из древесной массы (целлюлозы). Купро чуть мягче на ощупь, а эрмазин жестче. Купро немного более воздухопроницаем, но эрмазин выпускается в большем диапазоне веса и цвета.
Купро чаще используется для изготовления хороших костюмов в США и Европе, в то время как портные Сэвил-Роу, как правило, используют эрмазин. У меня было много костюмов в обоих, и я не против ни одного. Это очень маленькая часть костюма.
Шелк, однако, совсем другой. Сегодня его используют только несколько высококлассных портных, таких как Cifonelli, поскольку он как минимум в пять раз дороже синтетики.
Шелк высмеивают за то, что он менее воздухопроницаем и менее прочен, чем другие. Что это такое; но ни той разницы, которую я когда-либо замечал. Более важным является то, что у него немного больше трения, поэтому его не так легко надевать и снимать. С положительной стороны, он действительно приятнее лежит в руке — мягкий и роскошный. Так что я бы взвесил эти два последних фактора, если вы решаете, иметь шелк или нет.
Я бы лично избегал тяжелых шелков в пальто, так как я сделал это с моим пальто Sexton (вверху), и оно оказалось слишком тонким. Я бы также избегал любых более дешевых альтернатив любому из них, таких как ацетат, который легче, но гораздо более хрупок и используется в основном в модной одежде и другой женской одежде.
Да, и есть простой хлопок, но единственный реальный аргумент в пользу этого заключается в том, что он приятнее на ощупь — полезно, если вы подкладываете блузон, который можно носить, например, только с футболкой (см. Stoffa замшевая куртка, ниже). Но в противном случае у него слишком много трения и слишком мало прочности.
Какого цвета должна быть подкладка?
Яркие подкладки и подкладки с сильным рисунком, на мой взгляд, всегда выглядят дешево.
Неважно, будет ли это костюм Paul Smith с футболистами внутри или куртка Rubinacci с неаполитанским шелковым шарфом (показан внизу). По крайней мере, они выглядят эффектно, и для большинства людей это не то, к чему они стремятся в своем пошиве.
Яркие накладки тоже по ассоциации выглядят дешево. Их часто используют более дешевые бренды, которые хотят отвлечь внимание от некачественного материала или плохого изготовления своих костюмов. Это также касается цветных пуговиц и подобных уловок.
Если вы сомневаетесь, всегда выбирайте подходящую подкладку. Это то, что я делаю с 99% своего пошива, и вряд ли вы когда-нибудь пожалеете об этом. Много лет назад у меня было искушение заплатить дополнительные несколько сотен фунтов, чтобы положить шелковые шарфы в мою куртку Рубиначчи — это казалось таким захватывающим. Но я всегда был рад, что я этого не сделал.
Однако, если вы хотите поиграть с подкладкой, дополнительные цвета могут выглядеть красиво. Возможно, особенно когда вряд ли на шее или в нагрудном кармане будет цветной шелк.
В качестве дополнительных цветов подумайте о более темных галстуках, которые вы можете носить с пиджаком или костюмом. Итак, темно-фиолетовый или бутылочно-зеленый с темно-синим камвольным; оливковый или ярко-оранжевый с коричневым твидом. Костюмы в темных тонах также, как правило, лучше всего сочетаются с насыщенными, блестящими цветами, такими как фиолетовый и бордовый.
На протяжении многих лет у меня было несколько цветных подкладок, включая кашемир Rubinacci, показанный выше (светло-оливково-зеленый с коричневым), и вельвет Pirozzi внизу (бутылочно-зеленый с коричневым).
Если сомневаетесь, всегда выбирайте самый тонкий вариант. Как бы вам ни нравился смелый галстук, вы бы выбрали что-то более сдержанное, если бы вам приходилось носить один и тот же галстук каждый день.
При выборе цвета подкладки следует также учитывать, что темные цвета или узоры могут просвечиваться сквозь более светлые или более открытые материалы. Но тогда это был бы плохой портной, который позволил бы вам уйти с подкладкой, которая сделала это.
А подкладки рукавов традиционно белые или белые с полоской – узор иногда является товарным знаком ателье.
«Самой большой тенденцией за последние 30 лет был растущий спрос на качество», — говорит Джонатан Бернстайн из Bernstein & Banleys, The Lining Company, который участвовал в написании этой статьи.
Джонатан поставляет подкладки и пуговицы большинству портных на Сэвил-Роу. Ранее мы рассказывали о B&B здесь и рекомендовали их всем, кто пытается найти собственные кнопки.
«Подкладки из хлопка немного популярнее, так как они могут придать чему-то винтажный вид. И вы получаете больше подкладки из полиэстера в женской одежде. Но на самом деле самым важным было повышение качества, возможно, из-за того, что количество более дешевых портных сократилось».
Приятно осознавать, что люди тратят деньги на качество, но грустно осознавать причину. В любом случае, однотонная эрмезиновая тафта Джонатана продолжает оставаться бестселлером, судя по всему, поэтому большинство мужчин явно принимают правильное решение и избегают кричащих вариантов.
Будьте в безопасности.
Исследование работоспособности футеровки
Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:
Фатьма Калаоглу (Кафедра текстильной инженерии, Стамбульский технический университет, Стамбул, Турция)
Бинназ Мерик (Кафедра текстильной инженерии, Стамбульский технический университет, Стамбул, Турция)
Международный журнал науки и техники в области одежды
ISSN : 0955-6222
Дата публикации статьи: 1 июня 2005 г.
Загрузки
882
Аннотация
Назначение
–Для изучения характеристик подкладок в одежде.
Дизайн/методология/подход
–Всего было изготовлено 24 подкладочных ткани различных конструкций. Для всех тканей использовалась полиэфирная основа 150 денье 350 тк/см. Две разные уточные нити (текстурированные, комплексные) использовались для производства подкладочных тканей трех различных плотностей.
Находки
–В швейной промышленности характеристики подкладки очень важны для производства одежды надлежащего качества. Основной проблемой подкладок при эксплуатации является проскальзывание швов для некоторых конструкций.
Ограничения/последствия исследований
–Конструкции ткани были выбраны как рипсы по основе, рипсы по утку, рипстоп (рипстоп как по направлению основы, так и по утку) и полотняное переплетение.