Дренаж участка: виды, схемы, системы устройства
Владельцам загородных домов, расположенных на земельных участках с глинистым или болотистым грунтом, обязательно нужно обустроить дренажную систему. Она поможет избежать заболоченности почвы, а также увеличить урожайность на участке. Рассказываем о видах и схемах дренажных систем, позволяющих уберечь фундамент дома от разрушения, а растения от вымокания.
Виды дренажа
Существует несколько видов дренажных систем, однако условно их можно разделить на две большие группы: открытые и закрытые. Рассмотрим особенности каждой из них.
Открытые системы дренажа самые простые и, как правило, представляют собой канавы глубиной 50–70 см, шириной 50 см. Они уводят воду к водосборнику, расположенному в нижней точке участка, или в придорожную канаву.
При рытье канав необходимо соблюдать уклон, чтобы обеспечить сток воды. Готовые стоки лучше накрыть специальными решетками, т. к. открытые канавы могут представлять опасность для детей и домашних животных. Вместо решеток стоки можно заполнить крупным щебнем или камнями.
Открытая дренажная система не требует проведения масштабных земляных работ
Закрытые дренажные системы делят на местные и общие. Общие — подразумевают обустройство дренажной системы на всем участке. Местные системы строят, когда необходимо защитить от воды фундамент здания или дорогу.
Местные системы бывают трех видов:
- пристенные — устанавливаются на поверхности, по периметру построек в глинистых грунтах;
- пластовые — закладываются в грунте под зданием;
- кольцевые — устанавливаются ниже фундамента по периметру построек в песчаных грунтах.
Все элементы дренажной конструкции закрытого типа расположены под землей
От правильного расположения дренажных труб под землей зависит функциональность системы, поэтому перед обустройством дренажа закрытого типа нужно составить инженерный проект.
В зависимости от расположения дренажных труб системы делят на:
- горизонтальные – используются в большинстве случаев;
- вертикальные. Для вертикальной системы потребуется насос. Это сложная и дорогая конструкция, поэтому при благоустройстве небольших земельных участков применяется редко.
- комбинированные. Их целесообразно использовать в тех случах, когда только горизонтальный или только вертикальный дренаж не могут эффективно выводить воду с участка.
Схемы дренажных систем
Расскажем о самых простых, но в то же время очень эффективных схемах дренажа, которые помогут избавиться от лишней воды на участке.
Пристенный дренаж — это одна из самых распространенных схем. Такая система станет эффективной защитой подвальных и полуподвальных помещений.
Пристенный дренаж поможет избежать отсыревания внутренней отделки и убережет от разрушения стены
Для тех, кто привык экономно расходовать природные ресурсы или когда невозможно отводить воду в почву, подойдет схема устройства накопительного дренажного колодца. Это резервуар из пластика, кирпича или бетона, который устанавливают в самой нижней точке участка.
К колодцу ведут трубопроводы и траншеи со всей территории участка
Система устройства точечного дренажа предназначена для сбора и отвода воды с определенного места. Эта схема может быть как основной, так и дополнительной. Чаще всего такую систему устраивают под водостоками с крыши, перед дверьми и гаражными воротами, а также в местах, где расположены краны для полива участка.
Основной элемент системы точечного дренажа — дождевик
Для удаления воды с большой площади лучше использовать линейную схему дренажа. Система состоит из лотков и каналов, которые могут быть изготовлены из ПВХ, полипропилена или бетона. Лотки и каналы снабжены пескоуловителями и решетками, выполняющими защитную или декоративную функции.
Основные элементы линейного дренажа
Компания «Такси Песок» занимается продажей строительных материалов и доставляет их на объекты в Москве и Подмосковье. У нас вы можете заказать песок, щебень, различные виды грунта, а также бетон. Уточнить любую информацию можно у менеджера по телефону.
Дренаж участка своими руками — пошаговая технология устройства
Немало неприятностей владельцам дачных и загородных участков приносит избыточная влажность. Первые признаки явления – застойные лужи, которые могут несколько дней, а то и недель «радовать» своим существованием. Если с ними можно смириться, то другие проявления повышенной влажности: вымокание растений и деревьев на участке, разрушение фундамента построек, далеко не так безобидны. Если землевладение находится в низине или уровень залегания грунтовых вод высок, не стоит отчаиваться, нужно провести дренаж участка своими руками.
Для удаления лишней влаги используется система дренажа, осуществлять которую можно двумя способами. Различают поверхностное и глубокое дренирование. Первое используется для отвода с территории воды, накапливающейся после сезонных паводков или обильных осадков.
Второе предназначено для снижения влажности почвы при помощи отведения грунтовых вод. В целом вид дренажа выбирается в зависимости от состояния участка и требований его владельца. Несмотря существенную разницу между видами дренирования, каждое из них можно выполнить самостоятельно.
Проектирование и сооружение поверхностного дренажа
Системы поверхностного дренирования могут быть двух видов: линейными и точечными. Вторые предназначаются для отвода воды с небольших обособленных участков на территории. Специальные водозаборники точечного дренажа размещают в местах скопления воды. Это могут быть участки под водостоками, в нижней части террас, в углублениях рельефа, на въездных участках и т.д. Такая система считается наиболее простой и не требует составления специальной схемы.
Водозаборники точечного дренажа размещаются в местах скопления воды
Более сложным в проектировании и монтаже является линейный дренаж. Он используется для отвода влаги от зданий, защиты от воды дорожек, въездов, предотвращения смыва плодородного слоя почвы на участке и т.п. Конструкция представляет собой специально спроектированную систему неглубоких траншей, проложенных под определенным углом, которая проходит по периметру участка и по местам максимального скопления воды.
Перед началом работ составляется проект дренажа участка, который предполагает наличие магистральной траншеи, для сбора влаги, стекающей в канавы. Заканчиваться она должна в водоприемнике, в роли которого может выступить ливневая канализация или овраг. В процессе проектирования необходимо рассмотреть все места застоя влаги и проложить траншеи от них до магистрального водоотвода.
Необходимо так же правильно рассчитать уклон сооружений, иначе вода не будет стекать по ним. Минимальный уклон дрен в песчаных грунтах должен быть не меньше 0,003, в глинистых – 0,002. Водоприемник обязательно располагается ниже уровня линейного дренажа. Практика показывает, что лучший результат получается при уклоне в пределах от 0,005 до 0,01. Чтобы обустроить поверхностный дренаж участка своими руками, можно использовать два способа:
- Открытый. Предполагает наличие открытых траншей, вырытых по схеме дренажа. Стенки сооружений обычно формируются под углом в 30°, что позволяет воде без проблем стекать в канаву. Ширина конструкции составляет 0,5 м и глубина – 0,7 м. Главное достоинство системы – простота в исполнении. Серьезным недостатком считается неэстетичный внешний вид, который портит впечатление от участка. Кроме того ничем не укрепленные стенки траншеи достаточно быстро осыпаются и сооружение приходит в негодность.
Щебневая отсыпка предотвращает разрушение траншеи, но при этом уменьшает ее пропускную способность
Важно: Для решения проблемы осыпающихся стенок дренажной траншеи может применяться щебневая отсыпка. Для этого нижняя часть канавки засыпается щебнем крупной, а верхняя – более мелкой фракции. Сверху сооружение может быть накрыто дерном. Такое устройство дренажа на участке позволяет предотвратить сползание грунта и сохранить траншею, но при этом серьезно уменьшает ее пропускную способность.
- Закрытый. Заключается в использовании специальных дренажных лотков, которые укладываются непосредственно в траншеи, а сверху закрываются решетками. Конструкции предохраняют канавки от сползания грунта, решетки не дают мусору попасть внутрь дренажного сооружения. Лотки могут быть бетонными, полимербетонными или пластмассовыми, которые считаются сегодня наиболее популярными за счет своего небольшого веса и исключительной долговечности.
Решетка, закрывающая лоток, может быть выполнена из металла или пластика
Глубинная дренажная система: тонкости проектирования и монтажа
Глубинное дренирование призвано уменьшить влажность почвы. Чтобы система работала эффективно, ее необходимо расположить ниже уровня залегания подпочвенных вод. В его определении обязательно потребуется помощь специалиста, так как самостоятельно это сделать невозможно. Необходимо заказать геодезистам подробный план участка, на котором должен быть отмечен уровень водоносного слоя, что позволит точно спроектировать сооружение.
Бывает, что система дренажа на участке нужна только для обеспечения жизнедеятельности растений, страдающих от избыточной влаги. В таком случае можно воспользоваться упрощенным вариантом расчета. Для определения глубины залегания дрен пользуются средними значениями. Трубы могут располагаться на отметке от 0,6 до 1,5 м. Нужно знать, что для плодовых деревьев она будет составлять 1,5 , для лесных – 0,9, для газонов, клумб и цветников – около 0,9 м. На участках с торфяными почвами нужно оборудовать более глубокие траншеи, так как такие грунты очень быстро оседают. Глубина прокладки дрен будет варьироваться от 1 до 1,6 м.
com/pub/shockwave/cabs/flash/swflash.cab#version=6,0,40,0″>Для обустройства системы дренажа используют специальные трубы с перфорацией. Изначально применялись асбестоцементные или керамические конструкции, которые сегодня уступили место пластиковым. Дрены представляют собой трубы диаметром от 50 до 200 мм, снабженные сетью отверстий диаметром от 1,5 до 5 мм. Некоторые модели могут быть оснащены особой фильтрующей оболочкой, которая препятствует проникновению мусора в отверстия. Пластиковые трубы долговечны, легки, их очень просто укладывать.
Для того, чтобы обустроить глубинный дренаж дачного участка своими руками, следует прежде всего составить проект, в котором будет отражена глубина залегания дренажных труб и показано, где они будут проходить. Как и в случае с системой поверхностного дренирования предполагается наличие магистральной траншеи, собирающей влагу из всех второстепенных труб, и заканчивающейся в водоприемнике: сточной канаве, водоеме или специальном накопительном колодце.
Перфорированные трубы для глубинного дренажа укладываются на подушку из песка и щебня
В процессе монтажа дренажной системы выделяют несколько этапов:
- Оборудование траншей. В отмеченных в проекте местах копаем каналы шириной порядка 40 см. Глубина сооружения может быть разной, она зависит от уровня грунтовых вод. На дно выкладывается песчаная подушка, а на нее – слой щебня, поверх которого кладется дренажная труба. В некоторых случаях ее можно обернуть геотекстилем для защиты отверстий от возможного засорения.
- Установка смотровых колодцев. Для контроля над дренажным процессом и необходимой очистки системы осуществляется монтаж специальных колодцев. Они могут выполняться из железобетонных колец, но если глубина, на которой проложен дренаж, не превышает 3 м, используют гофрированные трубы разного диаметра. Сооружения обязательно оборудуются крышками для предотвращения попадания в них различного мусора. На прямой линии колодцы размещают через каждые 35-50 м и через один поворот при извилистой траншее.
Колодцы располагаются в местах поворотов траншеи и через каждые 35-50 м на прямой линии
- Засыпка сооружения. Дрен засыпается слоями щебня и песка. В некоторых руководствах, объясняющих как делать дренаж на участке, предлагается отделить песок от щебня геотекстилем для предотвращения их перемешивания. Уложенная труба вместе с щебнево-песчаной подушкой не должна занимать более половины высоты траншеи. На оставшееся место закладывается уплотненный суглинок и верхний слой плодородной почвы. В идеале участок, под которым находятся дренажные трубы, не должен выделяться.
Задумываясь как сделать дренаж на участке нужно знать, что эту работу можно выполнить самостоятельно. Главное – определить тип системы, которая необходима для осушения почвы, выполнить грамотный проект и правильно произвести монтаж конструкции. Тогда можно будет навсегда забыть о неприятностях, которые доставляла излишняя влага на участке.
- Автор: Инна
- Распечатать
Оцените статью:
(6 голосов, среднее: 3. 7 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Что такое план дренажа?
Есть одна вещь, с которой одинаково знакомы все строители домов на Тихоокеанском Северо-Западе: ДОЖДЬ! Когда идет дождь, вода стекает с крыши в желоба, водосточные трубы и на землю. Но тогда куда это девается?
Здесь на помощь приходит план дренажа. План дренажа – это предлагаемый метод удержания дождевой воды на вашем участке, чтобы она не скапливалась на вашем фундаменте и не попадала на территорию соседей, что может даже вызвать наводнение. Во многих округах требуются планы дренажа, чтобы контролировать любое увеличение количества дождевой воды, стекающей с каждого участка собственности в результате развития этой собственности.
Зачем нужен дренаж?Почти любое освоение земли, связанное со строительством дома из палочек, увеличивает количество осадков, которые могут стекать после сильного ливня. Например, когда экскаватор выравнивает участок, в процессе выравнивания он устраняет естественные карманы и углубления в почве, которые удерживают воду до тех пор, пока она не впитается в почву, и поэтому вместо того, чтобы впитываться в почву, вода будет естественным образом стекать. . Удаление деревьев и кустарников снижает количество воды, поглощаемой корнями, и последующее испарение через листья растений. Покрытие земли домом, подъездными путями и другими непроницаемыми покрытиями (определение: «непроницаемый для воды») препятствует тому, чтобы нижележащая почва принимала поверхностные воды. В то время как голая земля может легко впитывать почву, газон из травы может сделать ее менее впитывающей. Грузовики, едущие по земле во время и после строительства, уплотняют поверхность. Эти и другие факторы могут в совокупности снижать способность естественной почвы поглощать осадки и заставлять воду «стоять» или «скатываться». Если объединение продолжается достаточно долго, оно может в конечном итоге распространиться на подполье или на собственность вашего соседа. Чтобы избежать этого, требуется план дренажа, чтобы показать, что это было решено.
Это в ваших интересах. Одним из самых дорогих страховых требований домовладельцев является иск о возмещении ущерба от воды. Некоторые страховщики фактически отменят или повысят ваши страховые взносы только с одним требованием о возмещении ущерба от воды, в то время как они могут допустить два или три требования другого типа. Причина в том, что ремонт после повреждения водой стоит дорого, и часто ущерб распространяется на области, которые могут аукнуться вам и страховой компании позже. Кроме того, если сток с вашего участка нанесет ущерб дому ваших соседей (что может случиться), это может привести к тому, что вы будете привлечены к ответственности. Таким образом, наличие плана управления дренажем, подготовленного лицензированным специалистом, является для вас защитой.
В большинстве случаев такой план потребуется, прежде чем строительный отдел выдаст вам разрешение на строительство. У True Built Home есть список субподрядчиков, которые могут помочь вам в подготовке плана дренажа и плана участка.
Стандартный метод контроля стока ливневых вод с крыши состоит в том, чтобы направить воду в водосточные желоба, а затем в сухой колодец. Критерием для этого является то, что область на вашей собственности должна быть доступна для сухого колодца, который не конфликтует с каким-либо септическим дренажным полем, фундаментом конструкции или общественными колодцами.
Почва должна быть достаточно проницаемой («способной пропускать или пропитывать, особенно жидкости»). Если ваша почва такова, что вы можете использовать обычную септическую систему или систему удаления сточных вод под давлением (из-за чрезмерно пористых почв), почва обычно считается достаточно проницаемой. Если вы соответствуете критериям этого метода, на плане вашего участка должно быть четко указано направление течения воды. Обычно этого достаточно в качестве плана дренажа. Стандартный метод можно использовать, если выполняются следующие критерии:
Альтернативные методыЕсли предлагаемая вами застройка не соответствует вышеуказанным критериям (например, грунты недостаточно проницаемы) или если вы предпочитаете не использовать сухие колодцы, вы можете предложить альтернативный план дренажа. Альтернативы могут включать (но не ограничиваться) следующее:
- Пруды для содержания под стражей
- Подземные резервуары для хранения
- Инфильтрационные траншеи Удерживающие бермы
Сертификационное письмо от лицензированного инженера-строителя, в котором указано, что проницаемость почвы и топография участка предотвратят любое увеличение ливневых стоков. Чтобы использовать альтернативный метод, предлагаемая разработка должна быть оценена с точки зрения ее влияния на сток ливневых вод. Дренажная система должна быть проверена строительным отделом до того, как здание будет сертифицировано для использования.
Эта статья представляет собой общую информацию о дренаже участка и никоим образом не отражает инструкции или фактический план дренажа. Вы несете ответственность за ущерб, причиненный ливневыми стоками в связи с вашей застройкой.
4.
Элементы дорожного водоотвода4.1. Общие
Основная цель дорожной дренажной системы — отвод воды с дороги и ее окрестностей. Дренажная система дорог состоит из двух частей: водоотводящей и дренажной. «Осушение» означает удаление дождевой воды с поверхности дороги. С другой стороны, «дренаж» охватывает все различные элементы инфраструктуры, чтобы сохранить структуру дороги сухой. В Швеции «осушение» дополнительно делится на две части: сток («avrinning») и обезвоживание («avvattning»). «Сток» охватывает воду, стекающую с поверхности дорожного покрытия через обочины и внутренние откосы дорог в канавы. «Осушение» охватывает сбор и транспортировку воды с поверхности и конструкции дороги таким образом, чтобы не было водоемов на дороге или в канавах.
«Осушение» состоит из следующих элементов:
– Поперечный уклон
– Обочины дороги
– Материалы непроницаемого дорожного покрытия
Типовая «дренажная» система состоит из следующих элементов:
– Отводные канавы
– Боковые кюветы– Водопропускные трубы
– Внутренние/внешние откосы
– Дорожные конструкции
– Водосточные желоба
Общий балл дорожной дренажной системы зависит от ее «самого слабого звена». Это означает, что если какой-либо из ее элементов выйдет из строя, вся система не будет работать так, как планировалось, и дорога будет повреждена. С другой стороны, хорошо построенная и обслуживаемая дренажная система дорог является очень устойчивой инвестиционной политикой. Основными преимуществами хорошей дренажной системы являются: эффективный отвод дождевой воды с дорожного покрытия и его окрестностей, дорожные конструкции, которые остаются сухими, хорошая несущая способность и дорога, по которой приятно и безопасно ездить.
References:
Bakgrundsdokument till handledning för identifiering av behov av avvattninsåtgärsder
Teiden suunnittelu IV, Tien rakenne 4, kuivatus
4.2 Pavement and wearing course
The pavement or wearing course is the top layer дороги. Одной из функций дорожного покрытия является обеспечение водонепроницаемого покрытия для нижней конструкции дорожного покрытия. Этого можно добиться, если дорожное покрытие непроницаемо и не имеет трещин. Самый верхний слой износа также должен иметь достаточный поперечный уклон, чтобы вода (от дождя, таяния снега или льда) отводилась непосредственно от дорожного покрытия.
Рекомендуемое поперечное падение зависит от типа дороги и материала верхнего слоя. На прямой дороге падение поперечного сечения будет составлять от 3 до 5 %. На асфальте рекомендуемый поперечный уклон составляет 3 %, а на гравийных дорогах — 5 %. На прямой дороге поперечный уклон обычно применяется в качестве коронной секции.
На кривых поперечное падение применяется в виде виража, называемого также «односторонним поперечным падением». Также на узких дорогах сложно создать и поддерживать коронную секцию из-за имеющейся ширины. Таким образом, для гравийных дорог с небольшим объемом обычно более эффективно реализовать полный поперечный уклон (дорога с уклоном или вне уклона), а не гребень. Минимальные требования к поперечному уклону на кривых должны определяться в каждом конкретном случае. Поперечное падение будет зависеть, например, от ограничения скорости и геометрии (радиуса кривой) дороги. Поперечное падение кривых также важно для динамики движения.
Очень важная проблема с поперечным падением заключается в том, что оно не должно сильно меняться на коротких дистанциях, так как это может вызвать проблемы с короблением высоких и тяжелых грузовиков, а также создать угрозу безопасности дорожного движения. Важность правильного поперечного падения более подробно обсуждается в отчетах ROADEX о вибрациях человеческого тела, подготовленных Йоханом Гранлундом
. Методы сканирования предоставили новые инструменты для более эффективного измерения поперечного падения. Результаты испытаний этих методов также дали очень интересную информацию о важности дренажа для поперечного уклона и наоборот.
Список литературы:
Bakgrundsdokument до тех пор, пока не обработал идентификатор För Av av avattninsåtgärsder
Teiden Suunithetu IV, Tien Rakenne 4, Kuivatus (In in in nithnisish) 900.988 9008 900. это вперед к отводным канавам и особенно важно, когда дорога находится в выемке. Если дорога находится на высокой насыпи, боковые кюветы не всегда необходимы, и их необходимость приходится оценивать в каждом конкретном случае.
Продольный уклон боковой канавы должен составлять не менее 4 ‰ (4 мм/м) в соответствии со старыми финскими правилами, а в Швеции продольный уклон должен составлять не менее 5 ‰ (5 мм/м).
В Швеции боковые кюветы подразделяются на две категории: 1) канавы, вырезанные из дорог («skärningsdike») и 2) канавы дождевых стоков («dagsvattendike»). В соответствии со шведскими нормами глубина бокового рва («skarnings dike») должна быть не менее 30 см ниже дна конструкции дорожного покрытия. Такая же минимальная глубина в Финляндии составляет 25см. В Норвегии самые высокие требования – 35 см на недавно построенной дороге. Более глубокие боковые канавы, чем эти значения, не улучшают дренаж. Испытания ROADEX в Швеции подтвердили правильность этих рекомендаций.
Канава дождевой воды означает, что канава собирает только дождевую воду с дороги и ее окрестностей, т. е. поверхность почвы сухая, а уровень грунтовых вод глубокий. В Швеции расчетная глубина канав этого типа составляет 0,5 м от поверхности дороги. Этот тип канав можно использовать там, где грунтовое основание является водопроницаемым, а уровень грунтовых вод находится глубже, чем на 1,0 м ниже нижней поверхности дороги. Согласно старым финским правилам проектирования дорог, глубина канав этого типа (канав для дождевой воды) должна быть на 15 см ниже дна конструкции дорожного покрытия. Кроме того, основание не должно быть морозоустойчивым.
Состояние канав традиционно оценивают визуально, но этот метод считается субъективным и чувствительным ко времени проведения оценки. Кроме того, форма канав обычно изменяется очень медленно, в результате чего визуально обнаруживаются только самые наихудшие места, а дно канав обычно не видно. В рамках проекта ROADEX был протестирован ряд методов для решения этих проблем, и наилучшие результаты были достигнуты при использовании комбинации лазерных сканеров и методов георадара.
Список литературы:
Bakgrundsdokument до тех пор, пока не обработал идентификатор För Av av avattninsåtgärsder (Sweden)
Teiden Suuntelu IV, Tien Rakenne 4, Kuivat). Дренаж дорог с малой интенсивностью движения
4.4 Отводные канавы
Отводные канавы представляют собой дренажные сооружения, отводящие воду из боковых канав от проезжей части. Вода из отводных канав обычно сбрасывается в существующие системы водных путей, такие как речные русла и озера. Отводная канава является важной частью дорожной дренажной системы, но ее часто игнорируют. Если выпускное отверстие забито, это может создать значительные проблемы на дороге на большой территории. Отводные канавы обычно располагаются за пределами проезжей части, в результате чего администрация дорог не всегда может владеть землей, по которой они проходят. Это может создать трудности в получении разрешений от землевладельца, когда отводящая канава забита и требует повторного открытия.
Рекомендуется, чтобы продольный уклон отводящего канала был не менее 4‰. На практике это может потребовать уменьшения градиента до более низкого, чтобы соответствовать местным условиям.
Отводные канавы должны быть вырыты таким образом, чтобы они попадали в естественный водоток на том же уровне, что и дно естественного русла. При отсутствии естественного русла необходимо выкопать отводную канаву на подходящее расстояние, чтобы свести к минимуму любые скопления ила, грязи или других вредных материалов.
Расположение и оценка отводных канав всегда были проблемой при инвентаризации дренажных систем. Это особенно актуально при съемке дренажа с движущегося транспортного средства, и ROADEX протестировала различные методы, чтобы определить наиболее подходящий метод. Одним из вариантов является использование видеокамеры, установленной под углом 90° к геодезическому автомобилю, для записи состояния канав. В последнее время для того же анализа можно эффективно использовать 360-градусное видео или данные лазерного сканирования. Кроме того, данные GPS с информацией о координатах z могут помочь определить вероятные места отводных канав, поскольку они чаще всего находятся в самой низкой точке долины.
Ссылки: Teiden suunnittelu IV, Tien rakenne 4, kuivatus (Финляндия)
4.5 Водопропускные трубы для магистральных дорог
Водопропускная труба представляет собой трубчатую или коробчатую конструкцию, обычно используемую в качестве поперечного дренажа для разгрузки канав и для подачи воды под дорогу на естественный дренаж и переходы через ручьи. В Финляндии водопропускная труба считается водопропускной трубой, если ее ширина в свету менее 2 м, а если ширина более 2 м, то она определяется как мост. Если сооружение представляет собой большую трубу с просветом в свету 2-4 м, то водопропускная труба определяется как трубный мост. Форма водопропускной трубы обычно представляет собой круглую трубу, но водопропускные трубы также могут быть арочными, структурными или прямоугольными. Форма зависит от участка, необходимой площади и допустимой высоты почвенного покрова.
Водопропускные трубы обычно бывают пластиковыми, стальными или бетонными. Некоторые старые водопропускные трубы также могут быть сделаны из дерева или кирпичной кладки. Пластиковые водопропускные трубы часто легче обслуживать, чем водопропускные трубы из других материалов, поскольку лед не так легко прилипает к их пластиковым поверхностям.
Водопропускные трубы дороги, а относительно небольшие водопропускные трубы, используемые для поперечного стока, могут быть подвержены засорению и требуют очистки. Вот почему при планировании установки водопропускной трубы самое важное, о чем следует помнить, это убедиться, что водопропускная труба имеет достаточные размеры и имеет защиту от перелива. Водопропускные трубы также должны быть установлены в соответствии с инструкциями производителя и надлежащим образом защищены от эрозии, размыва и оборудования для обслуживания дорог.
Водопропускные трубы главных дорог должны быть установлены в самой низкой точке местности. Эмпирическое правило при установке водопропускной трубы заключается в том, что естественные модификации русла должны быть сведены к минимуму и что необходимо избегать любого сужения ширины русла.
Высота и положение водопропускной трубы зависит от ряда факторов:
– Соответствующий продольный уклон (не менее 1% для предотвращения накопления ила или грязи)
– Глубина боковой канавы
– Уровень дренажной системы в окружающей местности
– Следует также иметь в виду, что во многих случаях на слабых грунтовых участках дорога оседает вокруг водопропускной трубы, которая привести к повышению уровня дна канавы.
Водопропускные трубы обычно должны устанавливаться перпендикулярно трассе дороги. Они также могут быть установлены под углом к трассе дороги, если этого требуют местные обстоятельства.
Материалы для фундамента и засыпки, а также материал для переходных клиньев должны быть непромерзающими и не должны содержать камней крупнее 75 мм. Материал фундамента не должен содержать камни крупнее 40 мм. Влажный, хорошо отсортированный гранулированный или песчано-гравийный грунт с содержанием мелких частиц до 10 % является идеальным материалом для обратной засыпки.
В Финляндии рекомендуемый минимальный размер водопропускной трубы на дорогах с низкой интенсивностью движения составляет 400 мм (если длина водопропускной трубы не превышает 10 м). «Размер» водопропускной трубы определяется как внутренний диаметр трубы. Есть некоторые исключения из этого правила. Например, установка новой трубы меньшего размера внутри старой трубы, когда известно, что старая водопропускная труба слишком велика. В идеале ширина водопропускной трубы должна быть равна ширине естественного русла, чтобы избежать сужения русла.
РАЗМЕР ДРЕНАЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ | ||||
Крутые склоны Голая, легкая растительность | Пологие склоны Густая растительность | |||
Площадь дренажа (Гектары) | Круглая труба Ø (м) | Площадь (м2) | Круглая труба Ø (м) | Площадь (м2) |
0. .4 | 0,76 | 0,46 | 0,46 | 0,17 |
4..8 | 1,07 | 0,89 | 0,61 | 0,29 |
8..15 | 1,22 | 1,17 | 0,76 | 0,46 |
15..30 | 1,83 | 2,61 | 1,07 | 0,89 |
2,13 | 3,58 | 1,22 | 1,17 | |
50. .80 | 2,44 | 4,67 | 1,52 | 1,82 |
80..120 | 1,83 | 2,61 | ||
120..180 | 2,13 | 3,58 |
При проектировании размера водопропускной трубы следует учитывать ряд факторов, например размер дренажной площади, тип окружающей местности, интенсивность осадков и т. д. В таблице ниже приведены некоторые примеры различных размеров водопропускных труб. Таблица изменена после того, как Геллер и Шерад: «Проектирование дорог с малой интенсивностью – использование, установка и размеры водопропускных труб». Интенсивность осадков принята равной 75 – 100 мм/ч. Ситуация на голых землях с легкой растительностью и крутыми склонами имеет более высокий коэффициент стока, чем на лесных землях с густой растительностью и пологими склонами. Для промежуточной местности размер трубы можно интерполировать. Если предлагаемый размер трубы недоступен, следует использовать следующий больший размер трубы.
Выход водопропускной трубы в идеале должен располагаться в стабильной, не подверженной эрозии зоне. Хорошо засаженные растительностью или каменистые участки являются хорошими местами для размещения водопропускной трубы. Вода, вытекающая из водопропускной трубы, может вызвать проблемы с эрозией, если она сбрасывается прямо на эрозионную почву. Защита канала, каменная наброска или другие конструктивные решения не так хороши, как правильно подобранная и правильно расположенная труба.
Каталожные номера:
Teiden suunnittelu IV, Tien rakenne 4, kuivatus (Финляндия)
Berntsen и Saarenketo Дренаж на дорогах с низкой интенсивностью движения
Geller & Sherad: Строительство дорог с низкой интенсивностью движения – использование, установка и размер водопропускных труб
основных дорог проходят через боковые дороги, соединяющиеся с главной дорогой.
Такие дороги могут быть перекрестками главных дорог или простыми частными подъездными дорогами. Функция водопропускных труб подъездной дороги состоит в том, чтобы обеспечить продолжение основной дорожной канавы через боковую дорогу, как если бы дороги не существовало.В соответствии со старыми финскими правилами минимальный размер водопропускной трубы выезда должен составлять 400 мм, если длина водопропускной трубы превышает 8 м. Если длина менее 8 м, минимальный размер может быть 300 мм. Длина водопропускной трубы будет зависеть от ширины подъездной дороги и часто бывает большой там, где есть магазины, автозаправочные станции и другие предприятия. Водопропускные трубы подъездных дорог исторически имели меньший диаметр, чем водопропускные трубы главных дорог, и скорость потока воды также была ниже. Эти водопропускные трубы меньшего диаметра могут забиваться и вызывать просачивание воды в слои главной дороги и ослаблять их или вызывать серьезные проблемы с эрозией.
Ответственность за обслуживание водопропускных труб подъездных дорог различается в странах-партнерах ROADEX.
В Финляндии владельцем часто является частное лицо, и ответственность за техническое обслуживание водопропускной трубы несет владелец подъездной дороги. Это может вызвать проблемы, поскольку часто эти частные лица пренебрегают своей обязанностью содержать водопропускную трубу в чистоте. Довольно часто водопропускные трубы также слишком малы или построены неправильно. Это создает проблемы для дренажа дорог и приводит к повреждениям главной дороги. В Швеции владельцем водопропускной трубы подъездной дороги является дорожный администратор (Trafikverket), и ответственность за техническое обслуживание принадлежит ему. В Шотландии также ответственность за техническое обслуживание водопропускных труб подъездных дорог ложится на дорожную администрацию (т. е. местный совет для дорог с низкой интенсивностью движения и Transport Scotland для национальных дорог). В Норвегии решение аналогично Швеции. В Норвегии Норвежская администрация дорог общего пользования владеет 3 метрами от края дороги. Большая часть водопропускных труб подъездных дорог проходит в этом районе, поэтому ответственность за них несет NPRA.
В Исландии частные землевладельцы должны оплачивать все расходы, связанные с водопропускными трубами подъездных дорог. Водопропускные трубы должны быть построены в соответствии с рекомендациями ICERA. Обслуживание водопропускной трубы подъездной дороги является обязанностью ICERA. ICERA владеет 20 метрами земли по обеим сторонам дороги от центральной линии. В Гренландии частный землевладелец строит водопропускную трубу подъездной дороги, но затем муниципалитет берет на себя ответственность за ее содержание.
4.7 Дорожные дренажные конструкции и слои
Горизонтальные дренажные сооружения дорог включают в себя такие конструкции, как фильтрующие слои, специальный геотекстиль и специальные асфальтобетонные смеси (например, пористый асфальт), которые отводят воду от дороги или перерезают капиллярное соединение подъема от земляного полотна до верхней части дорожного покрытия. конструкция тротуара.
Основное назначение фильтрующего слоя в дорожном водоотводе состоит в том, чтобы срезать капиллярный подъем к слоям дорожной конструкции над ним. Материал фильтрующего слоя должен быть хорошо отсортирован с максимальным размером зерна 31,5 мм и не должен быть морозоустойчивым. Толщина фильтрующего слоя в странах Северной Европы варьируется от 0,4 м до 0,6 м. Фильтрующий слой является самым нижним структурным слоем и обычно распространяется по дну котлована. В конструкции дороги всегда следует использовать фильтрующий слой, если грунтовое основание подвержено морозу (например, глина, ил и илистая морена). Слой фильтра обычно отделяют от грунта земляного полотна геотекстилем.
Геотекстильные композиты также могут использоваться в качестве дренажных слоев. «Поддонный ковер» похож на сэндвич-структуру, которая пропускает воду с помощью своей сотовой структуры. Между геотекстилем зажата жесткая пластиковая сердцевина. Ковер укладывают на ровную поверхность и покрывают слоем заполнителей достаточной толщины, чтобы защитить ковер от действия тяжелых транспортных средств.
Пористый асфальт используется в странах с большим количеством осадков. Эта специальная асфальтобетонная смесь обеспечивает быстрый отвод воды с поверхности дорожного покрытия. Это снижает риск аквапланирования и плохих условий видимости из-за «разбрызгивания и разбрызгивания», а также повышает общую безопасность дорожного движения. Вода не собирается легко на пористой поверхности асфальта во время проливных дождей, так как большинство камней в смеси имеют одинаковый размер (т.е. очень крутая кривая градации). Толщина слоя пористого асфальта обычно составляет 20-100 мм, и он укладывается поверх непроницаемого асфальтового основания. Хотя материал хорош во влажных условиях, он имеет несколько недостатков. Ему не хватает прочности, и необходимо убедиться, что битума достаточно для покрытия камней. Если битума будет слишком много, смесь будет легко слеживаться, а поры будут закупорены битумом. Если битума будет слишком мало, произойдет растрескивание. Пористый асфальт может забиваться и терять свою эффективность при попадании твердых частиц и пыли из окружающей среды, выдувании грунта, износе двигателей и грузов. Снег, лед и антиобледенительные соли зимой также могут забивать поры и препятствовать оттоку воды.
Наконец, специальные материалы, такие как вспененное переработанное стекло, используются в качестве дренажных и морозостойких слоев. Древесная кора также использовалась на лесных дорогах.
References:
Dawson Water in road structures, InfraRYL2010 (Finland)
Ehrola: Liikenneväylien rakennesuunnittelun perusteet (Finland)
4.8 Vertical drainage structures, underdrains
Vertical subsurface drainage structures are commonly used along дороги на влажных участках, например, на мокром берегу с просачиванием. Целью этих вертикальных дренажных сооружений является удаление грунтовых вод и поддержание сухости земляного полотна под дорогой. Вертикальные подземные дрены можно разделить на две основные группы; 1) перехватывающие дренажи и 2) дренажи, снижающие уровень грунтовых вод.
Иногда использование вертикальных дренажных конструкций может оказаться более экономически выгодным, чем добавление толстой конструкции к дороге или частый ремонт дороги. Особенно это касается дорог с высокой интенсивностью движения.
Типичный поддренаж состоит из перехватывающей траншеи (глубина 1-2 метра) и обратной засыпки. Дренажи обычно заполнены высокопроницаемым материалом, обернутым в геотекстиль, с перфорированной трубой или проницаемым материалом у дна. Дренажные системы на основе геокомпозита, также известные как «плавниковый дренаж», обычно имеют толщину всего несколько сантиметров. Эти типы дренажных систем обычно располагаются на краю конструкции дорожного покрытия, параллельно осевой линии дороги.
Дренажи траншейные («французские» дрены)
Дренаж траншейный состоит из желоба, обернутого геотекстилем. Изготавливается из круглого или дробленого заполнителя. В предыдущие годы слив устанавливался без трубы в основании, но в настоящее время обычно в комплект входит некоторая форма несущей дренажной трубы. Оберточная ткань из геотекстиля предназначена для предотвращения проникновения мелких частиц грунта в канализацию и ее засорения. Геотекстиль должен быть водопроницаемым, чтобы вода могла свободно стекать из окружающего грунта в канализацию.
Пошаговый пример устройства дренажа траншеи:
1. Выкопать узкую траншею
2. Очистить выкопанную траншею
3. Застелить поверхности котлована геотекстилем
4. Уложить слой заполнителя на дно выложенной траншеи
5. При необходимости установить несущую трубу
6. Заполнить дренаж заполнителем
7. Закрыть дренаж и обернуть его геотекстилем (минимальный нахлест 30 см)
8. Покройте закрытую поверхность дренажа слоем почвы толщиной не менее 3–5 см или другим материалом с низкой проницаемостью. Если необходимо собрать поверхностный сток, то и укрывной материал должен быть водопроницаемым.
Пластинчатые водостоки — продольные водостоки, изготовленные из композитных материалов. Пластинчатый водосток обычно состоит из двух внешних поверхностей из геотекстиля, обеспечивающих фильтрующую функцию по отношению к окружающему грунту, и жесткого пластикового сердечника, который зажат между геотекстилями. Пластинчатый дренаж также может входить в встроенный коллектор в нижней части дренажа. Вода течет через геотекстильные покрытия в сердцевину, которая затем переносит воду в отводную канаву.
Каталожные номера:
Доусон: Вода в дорожных конструкциях
Geller & Sherad: Проектирование дорог с низкой интенсивностью движения – Дренаж дорог с низкой интенсивностью движения
4.9 Дренажные конструкции внутренних и внешних откосов
Цель проектирования внутренних и внешних откосов дороги использовать как можно более пологие склоны. Пологие склоны безопаснее для окружающей среды, лучше для безопасности движения и обладают большей устойчивостью к эрозии. Наклон типичного склона будет зависеть от категории дороги (сельская дорога, главная дорога, автомагистраль и т. д.) и местного рельефа. Рекомендуемый уклон внутреннего склона главной дороги в соответствии со старыми финскими правилами составляет не менее 1:2, а для внешнего уклона — не менее 1:4. 0003
Плохая устойчивость склона может вызвать проблемы с водоотводом дороги и привести к ее повреждению. Материал, стекающий на дно канавы, может заблокировать поток воды в канаве и привести к проникновению воды в дорожные конструкции. Затем это может привести к дифференцированному морозному пучению и деформации обочины. Исследование ROADEX показало, что нестабильные склоны являются одной из основных причин аварий на тестовых дорогах в Финляндии.
Особая проблема, вызывающая проблемы, заключается в том, что восприимчивый к воде материал со дна канавы был помещен обратно на внутренний откос во время очистки канавы. Затем этот материал быстро стекает обратно на дно канавы, что приводит к дальнейшим проблемам с дорогой.
Список литературы:
Доусон: Вода в дорожных сооружениях
Teiden Suunnittelu IV, Tien Rakenne 4, Kuivatus
4.10 Специальная дренаж
. Оказалось, что это была набрана вода, и это было набрано на дорогу, и она была набрана в округе.