Разное

Наличник в архитектуре: Архитектурный словарь. Наличники и не только (Павловский Пасад) — Школа Путешественника

Наличник в архитектуре: Архитектурный словарь. Наличники и не только (Павловский Пасад) — Школа Путешественника

Архитектурный словарь. Наличники и не только (Павловский Пасад) — Школа Путешественника

Начну с того, что есть разные мнения, что такое наличники. Так «Словарь архитектурных терминов с картинками» определяет их так:

«Наличник – декоративное обрамление оконного проема. В русской архитектуре XV—XVIII вв. наличники отличались большим разнообразием: от простой прямоугольной рамы, выступающей из плоскости стены до сложных богато декорированных обрамлений, состоящих из карниза, двух вертикальных тяг в виде колонок или полуколонок на декоративных профилированных опорах и подоконной части. Небольшие кокошники венчали наличники многих оконных проемов. И гладкие, лишенные каких-либо украшений, и декорированные резьбой каменные и деревянные наличники являются важной частью наружного убранства здания.»

То есть под наличником понимается любое декоративное обрамление окна в любом здании, как деревянном, так и каменном. В то же время, есть другая точка зрения, основанная на функциональном назначении, например:

«Наличник — архитектурный элемент в оформлении окон или дверей в виде накладных фигурных планок. Выполняет функцию прикрытия места стыковки окна и стены, изначально эта функция не являлась только декоративной, но также ограничивала всевозможные сквозняки. Резными наличниками называют выполненные из дерева и украшенные резьбой. Резные наличники имеют собственную развитую терминологию и особый символизм элементов.»

Из многочисленных картинок в сети, иллюстрирующих основные элементы наличников, приведу эту с сайта www.tulauzor.ru/

Украшения окон дома по ул. Ленина, 26 в г. Павловский Посад по первому определению являются наличниками, а по второму — нет.

Окна обрамлены кокошником, боковинами в виде наборных колонок (декоративный столбик из мелких резных элементов) и подзорами в виде руста (отделка стен, имитирующая крупную кладку). Карниз над каждым окном отсутствует, зато имеется под крышей и снабжён фризом (сплошная лента повторяющихся рельефных изображений). Наборные колонки и руст имеются и в других частях здания, что создаёт композиционное единство.

Похожие здания псевдорусского стиля конца XIX века попали в объектив и в г. Хвалынске.

Более «классический» пример наличников каменных сразу нескольких видов — дом купца Широкова (Павловский Посад, ул. Дзержинского, 1).

Сравним со зданием современной постройки (2012 год) также в центре Павловского Посада (ул. Свердлова, 29).

Наблюдаем преемственность с XIX веком, несмотря на то, что город прошёл через эпохи конструктивизма и стандартного советского строительства (см. фото ниже). И это радует.

Но главным архитектурным богатством Павловского Посада являются, конечно же, наличники деревянные. Простейший образец без изысков — на здании городского краеведческого музея (ул. Покровская, 38).

Теперь более сложный и, пожалуй, типичный для Павловского Посада вариант (ул. 1 Мая, 29):

Главное украшение этих наличников — богатый резной карниз с кокошником. Кокошник повторяет в миниатюре облик всего здания. В центре кокошника видим розетку (орнамент в виде лепестков цветка или листьев, одинаковых и расположенных симметрично). Возможно, ныне унылый чердак выглядел при постройке более красиво, а окно было круглым. Розетка относится к солярным знакам (подобным солнцу).

На боковинах и в подоконной части видим растительный и животный орнамент: колосья, фигурки птиц.

Под крышей здания — фриз из кронштейнов (опорная деталь, предназначенная для подкрепления в вертикальной плоскости выступающих горизонтальных элементов), напоминающих конские головы.

Значение всей этой символики предоставляю разобрать читателю самостоятельно, хотя многое ясно и интуитивно. Ликбез есть, например, здесь. Замечу только, что скорее всего, в XIX-XX веках смысла знаков уже не понимали, но следовали традициям предков.

В украшении этих наличников угадываются снопы из колосьев и орудия крестьянского труда.

А здесь преобладают солярные знаки — розетки. Интересно, что хозяева даже занавески под стать подобрали.

Образцы солярных знаков в виде веера. Такой знак изображает восходящее либо заходящее солнце. А волнистые линии — один из вариантов знака воды.

Это здание (ул. Кирова, 56/1) явно прошло модернизацию, материалы для отделки фасада применены современные.

Но многие знакомые нам элементы: розетки, волнистые линии воды, стилизованные птицы повторяются. Сандрик (под этим названием иногда объединяют карниз окна с кокошником) выполнен в виде мини-фронтона (фронтон — архитектурное украшение в завершении фасада здания, обычно треугольное или закругленное). По углам дома находятся пилястры (архитектурный элемент, в виде вертикального выступа в стене, имитирующий колонну). Они также с розетками, боковины окон повторяют эти пилястры в миниатюре.

Для сравнения ещё два фото из г. Хвалынска Саратовской области, которые иллюстрируют, что практически в каждом регионе можно найти свой стиль и свои особеннности. Солярные знаки здесь встречаются реже, например, на этом доме их вовсе нет:

А если они и есть, то это либо просто кружочки сакральным числом три, либо (уже советская традиция) — пятиконечные звёзды:

Разумеется, на полный охват темы статья не претендует. На специализированных сайтах можно найти тысячи фотографий и классификацию наличников по десятку признаков. Здесь же не более чем обобщение личного опыта, изучение и приведение в порядок накопленного материала. Так что путешествуйте, будьте внимательны к тому, что видите, и расширяйте свои знания!

Наличник

Наличником называется накладное обрамление оконного или дверного проема, гладкое либо украшенное резьбой.

Дверной и оконные наличники

Томск, ул. Красноармейская, 79а; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Дверной и оконные наличники дома оформлены не просто в едином стиле, но с буквальным повторением отдельных элементов и их групп. Так, например, верхние щитки наличников двери и окон совершенно идентичны, на боковых стойках в обоих случаях присутствуют витые колонки и крупный руст снизу.

Первичная функция наличника – не декоративная, а чисто практическая: служить обвязкой проема, закрывать щель между оконной или дверной коробкой и стеной, препятствуя проникновению в дом холода, ветра и влаги.

Богато декорированные наличники

Томск, ул. Татарская, 25; фото В.В. Любимова, 2006 г.

Несмотря на то, что наличник не окрашен, он смотрится очень нарядно за счет обильного украшения всех структурных элементов. На отдельных участках поверхности можно наблюдать комбинацию нескольких орнаментальных мотивов (например, на верхнем щитке, где композиция «занавес с кистями» осложнена розетками, пальметтой и фигурами богини плодородия по обеим краям доски, а также резными накладками, повторяющими изгибы килевидного карниза), однако это не создает ощущения избыточности декора.

Появление на наличнике резьбы тоже вначале было связано не с украшением, а с защитой жилища, поскольку древний орнамент представлял собой сочетание магических символов, которые выступали как заслон на пути злых духов. Позже обереговое значение резного узора потеряло актуальность, и наличник стал восприниматься как один из декоративных элементов фасада.

Оконный наличник в общем виде повторяет прямоугольную (реже квадратную или иную) форму самого окна и состоит из двух вертикальных (боковых) и двух горизонтальных (верхней и нижней, надоконной и подоконной) частей.

Наличник с акцентированным верхом

Томск, ул. Татарская, 2; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Венчающий карниз-полочку ажурный гребень зрительно вытягивает верхний щиток в высоту и декоративно выделяет эту часть наличника.

Если боковые части обычно совершенно идентичны, то верхняя и нижняя, различаются, иногда довольно существенно. Это обусловлено тем, что верхняя часть, как правило, дополняется карнизом (выступом, отводящим от оконного проема дождевую или талую воду) и декорируется почти всегда более густо, чем нижняя.

Верхний щиток наличника

Томск, ул. Шишкова, 10; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Наличник в форме кокошника украшен ажурной резьбой растительного орнамента, карниз окаймлен сухариками.

О том, что верхний щиток

оконного наличника был предметом особого внимания резчиков, свидетельствует большое количество конкурирующих наименований для этой части оконного обрамления: в литературном языке – надоконная, подкарнизная, фризовая доска, в народной речи – лобовая доска, лобань, реже просто лоб, а также платок и очелье. Как видим, в сознании русского человека надоконная доска образно отождествляется с верхней частью человеческого лица либо с прикрывающим ее головным убором, который, как известно, является одновременно и защитой, и украшением.

Верхний щиток наличника с вазончиками на карнизе

Томск, пр. Ленина, 8; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Всю нижнюю часть поверхности надоконной доски наличника занимает накладной орнамент «вазон с растением». Килевидный карниз украшен тремя точеными вазончиками.

Наиболее часто верхний щиток наличников домов Западной Сибири декорируется резными деталями, восходящими к языческой традиции оформления жилища (например, солярным знаком, ромбом как знаком земли, стилизованными изображения богини плодородия), а также распространившимися под влиянием каменной архитектуры барокко и классицизма изображениями занавеса с кистями, гирлянды с цветами и вазона с растением. Карниз же понизу обычно украшается зубчатым орнаментом (сухариками), а на его плечиках и по центру могут размещаться точеные фигурки-вазончики.

Именно особенности оформления верхней части обрамления обычно выступают основаниями для различных классификаций оконных наличников. Важными признаками принадлежности к тому или иному типу является наличие или отсутствие карниза, его форма, наличие или отсутствие надкарнизной части (фронтона и различных вариантов навершия, например, резного ажурного гребня или пальметты).

Наличник в виде плоской рамы

Томск, ул. Кузнецова, 30; фото В.В. Любимова, 2010 г.

Модерновый наличник-рама имеет простой рисунок и весьма скромный декор, поэтому его выразительность можно оценить только в том случае, когда он рассматривается в совокупности с другими средствами оформления фасада здания.

Так, омский искусствовед Л.В. Чуйко на основании перечисленных признаков выделяет характерные для западносибирского деревянного зодчества формы наличника: традиционные (и возрожденные в период эклектики) кокошник (со скругленным верхом), килевидный наличник, наличник «конем» (с треугольным выступом посредине и плечиками по бокам), с полочкой и подзором; барочные наличники с волютами (завитками) и с разорванным карнизом; классицистические наличники с прямоугольным завершением и с треугольным фронтоном.

Особняком в этой типологии стоит лишь модерновый наличник в виде плоской рамы.

Нижний щиток наличника

Томск, ул. Октябрьская, 55; фото В.В. Любимова, 2006 г.

Узкая подоконная доска украшена ушками, резными и точеными свесами, крупным рустом и композицией «вазон с растением»

Нижний щиток оконного наличника в народе называют подолом или фартуком, что вновь обращает на себя внимание единством защитной и декоративной функции. Он может быть узким (до 20 см) или широким (до полуметра), гладким или узорным (в том числе с двухъярусным декором), а также иметь фигурный край и свешивающиеся резные или точеные декоративные элементы (чаще центрированные одиночные либо расположенные по бокам парные – серьги).

Наличники с рельефными боковинами

Томск, пр. Ленина, 58; фото В.В. Любимова, 2011 г.

Боковые стойки наличника, украшенные объемными резными накладками, особенно выигрышно смотрятся не прямо, а сбоку, поскольку именно этот ракурс подчеркивает их рельефность.

Боковые стойки оконного наличника, или просто боковины, также редко остаются без украшения: в Западной Сибири они обычно оформляются в виде граненых или округлых балясин с перехватами, витых колонок, резных пилястр. На некоторых наличниках встречаются ажурные выступы (ушки, крылышки) в верхней, средней и нижней части боковых стоек, а также по бокам надоконной или подоконной доски.

Варианты оформления наличников на стене одного дома

Томск, пер. Нечевский, 11 / ул. Красноармейская, 51; фото В.В. Любимова, 2006 г.

Слева: наличник с волютным карнизом, стилизованным изображением богини плодородия на очелье, навершием в виде пальметты и волютными ушками; широкая подоконная доска также имеет волютное завершение, украшена крупным рустом и серьгами-кистями; боковины гладкие, что допускает наличие ставен.

Справа: наличник «конем» с композицией «вазон с растением» на очелье; карниз украшен сухариками, нижний край очелья – мелким рустом; узкая подоконная доска дополнена ажурным свесом растительного орнамента на основе комбинации волют и серьгами-ягодками; боковины оформлены как граненые балясины с округлыми вставками, что исключает наличие ставен, в верхней и нижней части декорированы ушками в виде удлиненных волют (сверху примыкающих к очелью), осложненных растительными элементами.

С учетом особенностей декора левый наличник может быть датирован как более ранний (ориентировочно второй половины XIX в.), правый – как более поздний (приблизительно начала XX в.). Вероятно, наличник «конем» был снят с другого дома и установлен взамен разрушившегося волютного (волютные завершения наличников преобладают на фасаде здания).

Встречаются, тем не менее, минимально декорированные (ромбами, рустом) и даже абсолютно гладкие боковые стойки, иногда удлиненные (выступающие за верхнюю границу надоконной и / или нижнюю границу подоконной доски).

Изобретательность западносибирских резчиков в комбинировании и видоизменении известных элементов и мотивов, мастерское сочетание различных видов резьбы и точения породило бесконечное многообразие вариантов оформления окна и сделало оконный наличник наиболее привлекательным элементом убранства дома в целом.


  1. Ащепков, Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири / Е.А. Ащепков. – М. : Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1950. – 140 с. : ил.
  2. Куликова, Л.Г. Наличники городских многоквартирных домов деревянных домов Томска (конец XIX – начало XX века) / Л.Г. Куликова // Вестн. Том. гос. архитектур.-строит. ун-та. – 2006. – № 2 (13). – С. 97-109 : ил.
  3. Наличники в деревянной архитектуре Томска [Электронный ресурс] : [фот.] / фот. М.А. Дронов // Электронная библиотека ELIB.ТОMSK.RU / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина. – URL: http://http://elib.tomsk.ru/purl/1-22064/, свободный. – Загл. с экрана.
  4. Плужников, В.И. Термины российского архитектурного наследия : слов.-глоссарий / В.И. Плужников. – М. : Искусство, 1995. – 160 с. : ил.
  5. Чуйко, Л.В. Архитектурно-декоративные элементы деревянного дома, их разновидности и оформление / Л.В. Чуйко // Чуйко, Л.В. Резной декор деревянной архитектуры : Омск и Тара, конец XIX – вторая половина XX в. / Л.В. Чуйко. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005. – [Параграф] 3.1. – С. 115-146 : ил.
  6. Чуйко, Л.В. Широкие подоконные доски в деревянном зодчестве Западной Сибири / Л.
    В. Чуйко // Динамика систем, механизмов и машин. – 2012. – № 5. – С. 340-345 : ил.
  7. Чуйко, Л.В. Мотив вазона с растением в накладной рельефной резьбе западносибирских наличников конца XIX – начала XX в. / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2013. – № 4 (121). – С. 211-214 : ил.
  8. Чуйко, Л.В. Декоративные мотивы «больших стилей» в домовой резьбе городов Западной Сибири конца XIX – начала XX вв.: «занавес» / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2014. – № 1 (125). – С. 237-242 : ил.
  9. Чуйко, Л.В. Варианты оформления верхнего щитка наличников в домовой резьбе городов Западной Сибири конца XIX – начала XX вв. К вопросу классификации / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2014. – № 2 (126). – С. 253-257 : ил.
  10. Чуйко, Л.В. Разновидности западносибирских подоконных досок. К вопросу классификации / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2014. – № 5 (132). – С. 208-215 : ил.

Что такое наличник в строительстве?

🕑 Время чтения: 1 минута

Наличник в классической архитектуре — это нижняя часть перемычки особого типа, называемой антаблементом. Он лежит непосредственно на вершине вертикальных колонн в стоечно-перемычном сооружении и образует нижнюю треть антаблемента.

Наличник в строительстве

Наличник в современном строительстве относится к горизонтальному или вертикальному молдингу, который создается вокруг дверей, окон или других проемов.

В этой статье обсуждается понятие наличника как в архитектуре, так и в современном строительстве.

Contents:

  • Architrave in Architecture
  • Architrave in the Modern Construction Industry
  • Functions of Architraves in Building Openings
  • Types of Architraves for Windows & Doors
  • FAQs

Architrave in Architecture

An entablature представляет собой горизонтальную конструкцию, похожую на перемычку с лепниной, полосами и деталями в верхней части здания. Три части антаблемента:

  1. Наличник снизу
  2. Фриз посередине
  3. Карниз сверху
Архитравы в архитектуре — компоненты антаблемента

Основное назначение элементов архитравов в антаблементе — обеспечить устойчивость конструкции. Он лежит прямо над вертикальными колоннами и образует основу антаблемента.

Наличник в современном строительстве

Наличник — это внутренний молдинг, используемый для обрамления дверей, окон или других проемов, чтобы скрыть стыки между стенами или потолками, закрывающими проем. Их используют для придания проемам дома законченного вида.

Грузинский наличник
Изображение предоставлено: Плинтус онлайн

В большинстве случаев между гипсокартоном и оконными или дверными рамами оставляют зазор, чтобы строительные материалы могли расширяться и сжиматься при колебаниях температуры. Эти пробелы полностью закрыты, не игнорируя цель, для которой они были созданы.

Установка двери

Наличники могут быть изготовлены из твердой и мягкой древесины, древесноволокнистой плиты средней плотности (МДФ) и других видов древесины. Наличники МДФ используются в зданиях, подверженных воздействию экстремально высоких или низких температур. Менее распространенными материалами, используемыми для наличников, являются ПВХ, резина, алюминий и керамическая плитка.

Они не являются конструктивно необходимыми, так как не поддерживают оконную или дверную раму.

Функции наличников в проемах зданий
  1. Наличники скрывают стык между стеной и коробом внутри двери, придавая им законченный вид.
  2. Допускают любую возможную усадку между стеной и проемом.
  3. Для придания дополнительной глубины дизайну окна.

Типы наличников для окон и дверей
Architrave Styles Description
Ogee
Torus
Bullnose
Chamfered
Pencil
Квадратный край

Все наличники указаны в зависимости от ширины, глубины и длины в упаковке. Ширина определяет толщину наличника вокруг двери, глубина определяет толщину, выступающую из стены, а длина определяет периметр наличника вокруг двери.

Часто задаваемые вопросы

Что такое наличник в архитектуре?

Архитрав в классической архитектуре — это нижняя часть перемычки особого типа, называемой антаблементом. Он лежит непосредственно на вершине вертикальных колонн в стоечно-перемычном сооружении и образует нижнюю треть антаблемента.

Каковы функции наличников для окон или дверей?

Основные функции наличников в проемах зданий
1. Наличники скрывают стык стены и наличника внутри двери, придавая им законченный вид.
2. Допускают любую возможную усадку между стеной и проемом.
3. Придают дополнительную глубину дизайну окна.

Какие существуют стили наличников для дверей?

Для дверей доступны различные стили наличников: остроугольный, тороидальный, карандашный, выпуклый, со скошенной кромкой и с прямоугольной кромкой.

Подробнее

18 Типы дверей, используемых в строительстве

Что такое стальные двери?

Наличник | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор за неделю
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Videos
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *