Как правильно подключить автоматический выключатель — инструкция |
Сделав расчет автоматического выключателя и выбрав подходящую защиту, необходимо правильно ее подключить. На первый взгляд, в этом нет никаких сложностей. Процедура достаточно простая: зачищаем кабель, вставляем в клеммы и затягиваем винты. Но, как показывает практика, многие неопытные пользователи делают при этом ряд серьезных ошибок.
- Как правильно подключать фазу — сверху или снизу?
- Существует ли разница ввода?
- Ошибки подключения одножильного провода
- Как правильно зажимать соединение?
- Неправильная коммутация жил с разным сечением в одной клемме
- Как правильно оконцевать жилы перед соединением?
- Присоединение многожильного провода к автомату
- Можно ли паять провод под зажим?
- Какие гребенчатые шины использовать?
- Зачем разделять автоматы на группы?
- Для чего нужны подвижные защелки на корпусе?
И так, давайте разберем основные моменты правильного подключения автоматического выключателя в распределительный щит и рассмотрим наиболее распространенные ошибки.
Как правильно подключать фазу — сверху или снизу?
Каждый АВ оборудован подвижным и неподвижным контактами. На многих тематических форумах часто возникают споры, на который из них нужно подключать питание? Если обратиться к 7-му изданию Правил устройства электроустановок (ПУЭ), то согласно пункту 3.1.6 фаза должна подключаться к неподвижному контакту. Но, из любого правила бывают исключения. И так, давайте разберем, где установлен неподвижный контакт в однополюсных выключателях.
Невооруженным взглядом видно, что в автомате ВА47-29 производства IEK верхний зажим является неподвижным. Индикаторы на корпусе это подтверждают.
Такие обозначения используются и у других производителей, например, в Schneider Electric неподвижные контакты установлены сверху, а подвижные — снизу.
В УЗО и автоматах немецкого бренда Hager также есть обозначения неподвижного контакта, установленного вверху.
Существует ли разница ввода — подключать автомат сверху или снизу?
При перегрузке или коротком замыкании нагревается проводник и плавится изоляция. Внутри корпуса находятся тепловой и электромагнитный механизмы расцепления, которые срабатывают при сверхвысоких токах. Исходя из принципа срабатывания, нет разницы, через какой из контактов будет проходить электричество.
Некоторые известные производители (ABB, Hager) допускают подключение силового кабеля к нижней клемме. Специально для этого корпус оборудуется зажимами под гребенчатые шины.
В обозреваемых выше моделях неподвижное соединение находится сверху (как и в старых образцах советского производства). Но, как определить его местонахождение в китайских моделях без обозначений на корпусе?!
Согласно правилам ПУЭ, коммутация питающего провода сверху является требованием эстетики и порядка. Аналогичным образом, сверху подключаются и промышленные рубильники РБ — при отключении электрик точно будет знать, что нижнее соединение обесточено.
Но, как показывает практика, фаза может быть подведена и снизу и даже с боку, в зависимости от планирования проводки. Как правило, чем более качественно произведен монтаж модульного оборудования в электрощитке, тем быстрее и проще определить направление движения тока, независимо от места входа фазы.
Неправильное подключение одножильного кабеля к автомату
Давайте разберем наиболее распространенные ошибки, допускаемые при подключении.
Первая ошибка — зажим изоляции в соединении
Довольно часто неопытные пользователи зажимают в клемме вместе с проводником край изоляции, которая может оплавиться.
В лучшем случае, эта ошибка проявится выгоранием автомата и обесточиванием помещения, в худшем — может спровоцировать пожар.
Исходя из такой опасности, рекомендуется перед подключением всегда проверять затяжку проводниковой жилы в контактном соединении.
Вторая ошибка — коммутация жил с разным сечением в одной клемме
Для подключения нескольких автоматов к силовой линии лучше купить гребенчатую шину. Если ее нет под рукой, можно самому сделать перемычку из проводниковой жилы.
Делается перемычка довольно просто: берем цельный кусок провода и, не снимая изоляции, формируем перемычку подходящего размера.
Далее, просто зачищаем изоляцию на изгибе с одной стороны.
Электрики не рекомендуют объединять автоматы перемычками из кабеля разного сечения, так как при зажиме хорошо стягивается только жила с большим сечением, меньший проводник с плохим контактом может оплавить корпус и привести к пожару.
Пример: к первому выключателю была подключена жила сечением 4 мм², к остальным — 2,5 мм². На фотографии хорошо видно, как из-за плохого соединения увеличилась температура меньшего проводника, который оплавил изоляцию и корпус.
Для наглядности давайте попробуем подключить два провода сечением 2,5 мм² и 1.5 мм². Каким бы сильным не был зажим, жила с меньшим сечением свободно прокручивается в клемме.
На фото провода с разным сечением в дифавтомате — меньший искрит и оплавляет изоляцию.
В дорогих сериях крупных производителей, таких как Legrand например проблема подключения проводов с разным сечением была решена при помощи специальных зажимов, которые их спрессовывают и прочно удерживают в соединении с контактом. Или Hager, которые используют технологию Bi-Connect.
Для большей прочности соединения на стенках зажимов делаются насечки, которые иногда можно встретить даже в дешевых аналогах. Подключение многожильного кабеля без наконечника тоже допускается, только через определенное время нужно подкручивать зажимные винты.
Третья ошибка — оконцевание жил кабелей
С конца провода снимается изоляция на 10 мм, вставляется оголенной частью в контакт и затягивается винтом — именно так чаще всего электрики выполняют подключение.
Как результат, контакт неплохо держится, но его прочность можно улучшить, просто сделав U-образный изгиб на концовке.
Таким образом увеличивается площадь соприкосновения проводника с зажимом, что увеличивает надежность подключения.
Присоединение многожильных кабелей к АВ
При монтаже чаще всего используется мягкий многожильный кабель — он проще монтируется, чем одножильный, но при его подключении тоже есть некоторые особенности.
Одна из наиболее распространенных ошибок — обжим провода без оконцевания, при котором тонкие жилки из-за передавливания обламываются и отпадают. Кабель начинает терять площадь сечения, из-за чего ухудшается прочность контакта, что может привести к уже известным последствиям.
Перед подключением в соединение, многожильный провод нужно оконцевать с помощью вот таких наконечников.
Для крепления двух проводов в одном зажиме применяется специальный наконечник НГИ-2, позволяющий также формировать перемычки для группового подключения нескольких АВ.
Можно ли паять провод под зажим?
Некоторые пользователи с целью экономии и из-за нежелания тратиться на наконечники и другие «монтажные мелочи» делают оконцевание проводников с помощью пайки.
Какую опасность может нести такое подключение?
Со временем под воздействием температуры от проходящего тока припой начинает плавиться. Возникает необходимость регулярно проверять прочность соединения, и подкручивать зажим. На практике, никто не уделяет этому внимание. Проводник все больше греется, а соединение ослабевает, как результат — контакт выгорает, что может спровоцировать пожар.
Использование гребенчатой шины или зачем «придумывать велосипед»?
К счастью, есть отличный аналог, заменяющий перемычки — гребенка. Ее применение имеет ряд преимуществ:
- Простой монтаж;
- Более надежные соединения контактов;
- Безопасность в эксплуатации, так как токопроводящие части полностью заизолированы;
- Универсальность, ведь Вы всегда можете обрезать шину под нужную длину;
- Удобство распределения модульных устройств на группы;
При монтаже распределительного щита это не только отличное практическое решение, но и эстетический фактор. В случае расширения сети и установки других устройств, демонтаж перемычек вызовет массу трудностей, но не гребенки, которые можно быстро и безопасно извлечь, а затем установить заново. Для надежной и прочной фиксации используются гребенки двух типов:
- штыревые гребенки;
- вилочные (U-образные).
Штыревая более удобная при монтаже чем U-образная, но ее соединение менее прочное. Вторая обладает большей площадью соединения, которая размещена вокруг стягивающего винта, из-за чего контакт практически невозможно выдернуть, даже применив силу.
Из-за того, что некоторые корпуса обеспечены зажимами под определенный тип шины, практически, у каждого электрика при себе всегда есть и те и другие.
Как правило, в премиум сериях есть одновременно зажимы под оба вида шин.
Разделение автоматов на группы
Модульные устройства в шкафчике принято разделять на несколько групп по селективности электроснабжения. Самый простой пример — разделить розеточную линию и освещение.
С точки зрения безопасности и эстетики по бокам шины ставятся заглушки, закрывающие контакты изоляцией, что удобно, если две группы находятся очень близко. Правилом хорошего тона считается использование в щитках ограничителей на DIN-рейку. Они выполняют три важные функции:
- Разделение на группы для удобства работы;
- Обеспечение теплоотвода;
- Прочная фиксация корпусов.
При плотном размещении большого количества автоматов с подведенным током происходит их нагревание. А так как пространство между ними минимальное, воздух не циркулирует и температура поднимается, из-за чего меняются характеристики тепловых расцепителей.
Подвижные защелки — для удобства монтажа
В зависимости от перспектив расширения сети, которое повлечет за собой увеличение количества автоматов, стоит обратить внимание на их крепления, которые могут фиксироваться на DIN-рейке с помощью одной или двух подвижных защелок.
Почему две защелки — лучше? Многим неопытным пользователям может показаться, что нет разницы в способе крепления модуля, но при первой же замене автомата все станет ясно — для извлечения устройства с одной подвижной защелкой потребуется полная разборка всего щита. Этой проблемы можно избежать, если приобрести АВ с двумя подвижными защелками.
Например, они есть в Hager в серии N, извлечение которых происходит за пару минут с помощью отвертки, в отличие от других типов крепления, на демонтаж которых уйдет много времени и нервов.
Если вы только стоите перед выбором, наши квалифицированные менеджеры всегда готовы прийти на помощь.
Автор: Владислав C.
Как правильно подключить автомат, сверху или снизу, и в чем разница?
Главная » Ремонт и стройка
Ремонт и стройкаНа чтение 2 мин. Просмотров 9.7k.
Начинающие электрики, зачастую не знают, как правильно подключить автомат сверху или снизу. Они просто не видят в чем разница, и есть ли она на самом деле.
Как подать питание на автомат?
При подключении современной бытовой модели не имеет большого значения, будет ввод в автомат сверху или снизу.
Путаница с поиском правильного решения возникла по двум причинам:
- Старые советские модели имели особое устройство (фото ниже).
Верхние контакты были неподвижны, а сам корпус разборной (для обслуживания, чистки контактов и т.п.). В этом случае любой электрик знал, что верхние неподвижные контакты всегда под напряжением. Это был просто вопрос безопасности.
Современные вводные автоматы имеют совершенно иной вид. Их корпус может открываться лишь единожды — при подключении аппарата.
В случае неисправности такие устройства не ремонтируют, а меняют целиком. Поэтому здесь значения не имеет, как будет осуществлено подключение автомата в щитке — вряд ли кто-то будет его разбирать (вероятность травмирования минимальна).
- Есть ряд специальных устройств, которые устанавливаются в комплекте с автоматом, например, УЗО.
Вот для них правильное подключение имеет огромное значение. Но на корпус таких агрегатов обычно нанесена схема, в которой указаны точки для присоединения входа автомата и т.д.
И хотя, для самого автоматического выключателя не имеет значения, как будет подведен ток, споры между электриками ведутся до сих пор.
Мастера старой закалки, размахивая ПУЭ, настаивают на подключении исключительно сверху.
Вот только эта, без сомнения, полезная книга была издана еще во времена Советского Союза. Ее регулярно переиздают, но поправки в текст практически не вносятся. Большинство требований и нормативов остаются ориентированными на аппараты практически полувековой давности.
Так, можно ли подключать автомат снизу-вверх?
Среди профессиональных электриков считается хорошим тоном подключение автоматического выключателя именно сверху. Аппараты, подсоединенные снизу, они считают работой дилетантов-самоучек. Хотя на эксплуатации устройства и функционировании остальных приборов это никак не отражается.
Поэтому на всех промышленных объектах, в общественных местах и серьезных организациях все подобные аппараты подключены именно сверху.
Если же речь идет о прокладке электричества в собственной квартире или на любимой даче (где всей электрикой занимается хозяин дома, и никто кроме него там работать не будет), то можно делать так, как удобнее.
Но, если есть вероятность забыть или запутаться, то лучше (в целях собственной безопасности) все автоматические выключатели подключать сверху.
Что такое электрическая машина?
Электрическая машина представляет собой устройство, которое преобразует механическую энергию в электрическую или наоборот. Электрические машины также включают трансформаторы, которые фактически не выполняют преобразование между механической и электрической формами, но преобразуют переменный ток с одного уровня напряжения на другой уровень напряжения.
Электрический генератор:
Электрический генератор
представляет собой электрическую машину, которая преобразует механическую энергию в электрическую. Генератор работает по принципу электромагнитной индукции. В нем говорится, что всякий раз, когда проводник движется в магнитном поле, внутри проводника индуцируется ЭДС. Это явление называется действием генератора.Генератор в основном состоит из статора и ротора. Механическая энергия передается ротору генератора с помощью первичного двигателя (т.е. турбины). Турбины бывают разных типов, такие как паровая турбина, водяная турбина, ветряная турбина и т. Д. Механическая энергия также может обеспечиваться двигателями внутреннего сгорания или аналогичными другими источниками.
Чтобы узнать больше о том, как работают генераторы, прочитайте следующие статьи.
- Генератор переменного тока (преобразует механическую энергию в электричество переменного тока)
- Генератор постоянного тока (преобразует механическую энергию в электричество постоянного тока)
Электродвигатель:
Двигатель – это электрическая машина, преобразующая электрическую энергию в механическую. Когда проводник с током помещается в магнитное поле, проводник испытывает механическую силу, и это принцип действия двигателя.
Как и генераторы, двигатели также состоят из двух основных частей: статора и ротора. Во многих типах двигателей электропитание должно обеспечиваться как для обмотки статора, так и для обмотки ротора. Но в некоторых типах, таких как двигатели с фиксированным магнитом и асинхронные двигатели, питание может быть необходимо только для одной обмотки. Электромагнитная сила между двумя обмотками заставляет ротор вращаться.
Чтобы узнать больше об электродвигателях, прочитайте следующие статьи.- Двигатели переменного тока: (i) асинхронные двигатели и (ii) синхронные двигатели
- Двигатели постоянного тока: (i) коллекторный двигатель постоянного тока и (ii) бесщеточный двигатель постоянного тока
Трансформаторы:
Трансформаторы на самом деле не преобразуют механическую энергию в электрическую, а передают электроэнергию из одной цепи в другую. Они могут увеличивать или уменьшать (повышать или понижать) напряжение при передаче мощности без изменения частоты, но с соответствующим уменьшением или увеличением тока. Входная мощность и выходная мощность электрического трансформатора в идеале должны быть одинаковыми.
Повышающие трансформаторы повышают уровень напряжения с первичной на вторичную, но с соответствующим уменьшением тока. Принимая во внимание, что понижающий трансформатор снижает уровень напряжения с соответствующим увеличением тока, чтобы поддерживать постоянную мощность.
Вы можете найти статьи, связанные с электрическими машинами по следующей ссылке —
Указатель электрических машин
Комплект привода электродвигателя — Лабораторный электрический испытательный стенд
От идеи до полнофункционального прототипа
Что такое комплект электропривода?
Комплект электропривода представляет собой готовый к использованию уменьшенный прототип для инженеров по управлению. Он оснащен полностью программируемым приводом в сочетании с испытательным стендом с двумя двигателями. Вся система легко помещается в лаборатории и не требует громоздкой инфраструктуры для работы. Подключите моторный привод к трехфазной розетке и приступайте к экспериментам!
Система электропривода в масштабе вашей лаборатории
Создание реального прототипа системы электропривода требует много времени и денег. Это особенно верно для больших систем, таких как электрическая тяга автомобиля или генератор ветряной турбины.
Обычный способ ускорить процесс разработки — сначала проверить дизайн на функциональном прототипе.
Основные технические характеристики- Электромашины мощностью 4 кВт
- Номинальная скорость 1800 об/мин
- Работа до 800 В постоянного тока
- Максимальный крутящий момент 23,8 Н·м
PLUG-&-PLAY
Комплект электропривода представляет собой готовое к использованию решение для прототипирования управления двигателем. Он включает в себя привод электродвигателя, готовый испытательный стенд для двигателей и готовые примеры кода.
ПОЛНОСТЬЮ ПРОГРАММИРУЕМЫЙ
Цифровой контроллер позволяет реализовать самые передовые методы управления как на DSP, так и на FPGA. Программирование возможно с использованием кода Simulink, PLECS или C/C++.
САМОЗАЩИТА
Встроенные аппаратные средства защиты программируются пользователем и мгновенно отключают силовой каскад для предотвращения неправильной работы. Тормоз также доступен для экстренного торможения.
Испытайте привод электродвигателя на реальных машинах
Испытательный стенд двигателей
Вращение реальных двигателей в лаборатории алгоритм управления. К сожалению, создание прототипа двигателя требует значительной работы по механическому проектированию.
Imperix предлагает готовое решение, позволяющее обойти это неудобство и мгновенно начать вращать настоящие двигатели. Стенд Motor Testbench представляет собой готовую систему, состоящую из двух машин промышленного класса. Забудьте о механике и сразу приступайте к разработке алгоритмов управления.
- Индукционная машина с короткозамкнутым ротором 4 кВт
- Синхронная машина с постоянными магнитами мощностью 4 кВт
- Двунаправленный датчик крутящего момента
- 2 датчика температуры PT1000
- Резольвер (датчик положения)
- Встроенный тормоз
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЛЯ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Средства безопасности
В некоторых системах моторных приводов в целях безопасности используется механический тормоз.