Стили и техники в живописи ⋆ Арт-Квартира
На сегодняшний день существует большое разнообразие направлений, стилей, техник в живописи. Они не имеют точных границ, развиваются, перемешиваются, взаимодействуют. Во многих произведениях авторы используют несколько стилей и техник, создавая произведения, которые невозможно точно классифицировать.
Стили живописи
Стиль в изобразительном искусстве – отдельное направление, характеризующееся общими идеями, характерными приёмами, техниками выполнения. Стиль складывается в условиях конкретного времени, на него влияют идеология, религия, политика.
Чёткого разделения стилей не существует, но можно выделить основные направления:
Готика
ГотикаРасцвет готики пришёлся на IX–XIV века. Основные признаки – отсутствие перспективы, использование сюжетов из Библии, вычурность.
Ренессанс
РенессансРенессанс пришёл на смену готике, основной темой стала красота человека, практически отсутствуют пейзажи и натюрморты. Авторы используют яркие краски, благодаря Леонардо да Винчи получила распространения техника сфумато, лицо и руки человека словно покрыты дымкой.
Барокко
БароккоОсобенности барокко – передача движения, виртуозное владение цветом, пышность, блеск. Мода на роскошь в живописи продержалась 200 лет, это рекорд в истории искусства. Основные сюжеты – драматические моменты.
Рококо
Барокко и рококо имеют много общих черт, но в барокко главное – помпезность и яркие эмоции, а в рококо – изящество, лёгкость. Художники уделяют внимание мелким деталям.
Классицизм
Культуре XVII–XIX веков присущ классицизм, стиль является противоположностью барокко. Изображение основано на четких пропорциях. Классицизм – строгий вариант ренессанса. Классицизм стол официальным искусством, в академиях изучали перспективу, светотени, колорит, правильные пропорции. На сегодняшний день этот стиль наиболее распространён, в нём создано огромное количество полотен.
Импрессионизм
ИмпрессионизмВ XIX веке художники начали создавать полотна, основываясь на личном впечатлении, уделять внимание человеческим эмоциям, игре света, шелесту листьев. Импрессионисты изображают обычных людей в повседневной жизни, в парке на прогулке, за столиком в кафе. Вместо аккуратных полотен – резкие мазки, передающее движение воздуха и солнечные лучи.
Экспрессионизм
ЭкспрессионизмЭкспрессионисты изображают внешний мир исходя из собственного отношения. Основные черты – дисгармония, акцентирование внимания на недостатках, а то и уродстве.
Абстракционизм
АбстракционизмАбстракционизм основан не на изображении конкретного образа, а на подборе оттенков, линий, которые должны вызвать у зрителя эмоции.
Кубизм
Кубизм – авангардный стиль, возникший в XX веке. Для него характерно изображение предметов с помощью ломаных линий.
На сегодняшний момент популярен поп-арт, широко используемый в рекламе, маркетинге. Повседневные, часто вульгарные предметы изображаются в иронической манере. Присущи нашему времени сюрреализм, модернизм, андеграунд. Современные полотна – это эмоции и настроения автора, отсутствие правил и канонов, смешение стилей и техник.
Техники живописи
Техника живописи – это особенности применения художественных материалов. Существуют традиционные техники, такие как использование карандаша, акварели, масла, пастели, сангины, темперы. Количество техник постоянно увеличивается, появляются смешанные варианты, изменяются традиционные.
Классические техники:
- Акварель – использование красок на водной основе. Основная характеристика акварели – прозрачность, лёгкость, воздушность. Художники используют разные приёмы – работают по сухой или мокрой бумаге, применяют многослойную живопись, заливку с последующим смыванием и т. д.
- Гуашь – разновидность акварели, более плотная и матовая.
- Сангину используют с античных времен, она позволила получить телесный цвет. Для техники характерны широкие мазки, растушёвки. Изображение нуждается в закреплении и защите.
- Портреты углём выглядят объёмно, чёткость линий зависит от мягкости материала. Уголь позволяет получить градацию тона, готовый рисунок необходимо закрепить фиксатором.
- В карандашной технике используют цветные и чёрные карандаши разной твёрдости, с помощью которых делают штриховку, тонировку, передают светотень.
- Самая популярная техника – живопись маслом на холсте. Авторы используют плотные или прозрачные мазки, лессировку, смешивание красок. Многообразие приемов даёт возможность создать объём, передать воздух, богатство оттенков, настроение.
- Создание картин из эпоксидной смолы отлично подходят для украшения интерьера. Из необычного материала можно изготовить фигурный планшет, картину любой формы, подстаканники, геоды.
- Текстурная (структурная) живопись доступна новичкам. При нанесении на холст или пластину текстурной пасты получается желаемый рельеф, который после высыхания можно декорировать акрилом, маслом, краской из баллончика, покрыть лаком.
- Fluid Art (дословно «искусство потока») – техника с использованием жидких акриловых красок без применения кисти. Акрил разных цветов выливают на основу, вращая и наклоняя её в разные стороны, получают уникальный абстрактный рисунок.
- Спиртовые чернила – отличный материал, предназначенный для многоцветной абстрактной композиции. Техника с применением чернил дает возможность создать чёткие границы, плавные переходы, градацию оттенков. Необходимо учитывать сочетание цветов, уметь красиво расположить отдельные фрагменты.
Современные живописцы используют необычные техники – разбрызгивание, стекание потоков краски, штампование фактурными предметами, посыпание порошкообразными пигментами, металлическим порошком, вклеивание в работу посторонних фрагментов.
Стили и направления в изобразительном искусстве
Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.
Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Готика – художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства – архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы. Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды. | |
Возрождение ( Ренессанс) — (франц. | |
Маньеризм — (от итальянского maniera — приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную «внутреннюю идею» художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей. | |
Барокко — исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм. | |
Классицизм – художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII — нач. XIX века и в русском XVIII — нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм. | |
Романтизм – направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора. | |
Сентиментализм — (от лат. sentiment — чувство) – направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо. | |
Реализм – направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней. | |
Символизм – направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного «здравомыслия» (в философии, эстетике — позитивизма, в искусстве — натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий «знаки» мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого. | |
Импрессионизм – (от фр. impression – впечатление) направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.) | |
Пуантилизм – течение в живописи (синоним – дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро). | |
Постимпрессионизм – условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX – 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов – П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др. | |
Модерн – cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa — oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы. Тecнo cвязaн c мoдepнoм — cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво – во Франции, Сецессион – в Австрии, Югендстиль – в Германии, Либерти – в Италии. | |
Модернизм – (от фр. modern – современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму. | |
Авангардизм – название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения. | |
Сезаннизм – направление в искусстве к. XIX – н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит – к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи. | |
Фовизм – (от fauve – дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока. | |
Примитивизм – намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX – нач. XX века. Произведениям этих художников – Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс. | |
Академизм – направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни. | |
Кубизм – (фpaнц. cubisme, oт cube — кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года – канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др. | |
Сюрреализм — течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения – Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм. | |
Футуризм — (oт лaт. futurum — бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa. |
художественных стилей — что это значит, различные типы и примеры
Характеристики: Доверие к формам, цветам, линиям и контрасту.
Примеры: Крайним примером абстрактного искусства являются работы Джексона Поллока. Менее экстремальный пример — работа Поля Сезанна.
Поль Сезанн, Мон-Сент-Виктуар, 1906 г.Импрессионист
Что это значит: Акцент на запечатлении впечатления художника от предмета.
Характеристики: Светлые тона, слабые тени, энергичная манера письма, ломаный цвет и красочные акценты.
Примеры:
Клод Моне, Сад художника в Живерни, 1900 Джон Рассел, Бурное море, Морестиль, ок. 1900 Поль Сезанн, Гардан, 1885-92Живопись
Что это значит: 9s009 выглядеть как картины.
Характеристики: Плотная кисть, уверенные и заметные мазки, сильные основы.
Примеры:
Хоакин Соролья, Елена среди роз, 1907 Джон Сингер Сарджент, Сиеста, 1907Пуантилист
Что это значит: Передача объекта с помощью небольших мазков цвета.
Характеристики: Насыщенные цвета, резкий контраст, светлые цвета и слабый рисунок (рисование небольшими мазками цвета означает отказ от рисунка).
Примеры:
Камиль Писсарро, Закат в Сен-Шарль, Эраньи, 1891 Жорж Сёра, Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт, 1884Фотореалистичный
Что это значит: Захват объекта с фотографической точностью.
Характеристики: Продуманный рисунок и детали.
Примеры: Чак Клоуз, Ричард Эстес и Рафаэлла Спенс.
Спасибо за прочтение!
Спасибо, что нашли время прочитать этот пост. Я ценю это! Не стесняйтесь поделиться с друзьями. Если вам нужны дополнительные советы по рисованию, ознакомьтесь с моим курсом Академии живописи.
Приятного рисования!
Дэн Скотт
Draw Paint Academy
Объяснениехудожественных стилей — исследуйте популярные художественные стили! — Art is Fun
Художественные стили описывают, как выглядит произведение искусства. Стиль — это в основном манера , в которой художник изображает свой предмет, и то, как художник выражает свое видение.
Стиль определяется характеристиками, описывающими произведение искусства, такими как то, как художник использует форму, цвет и композицию, и это лишь некоторые из них. Еще одним важным фактором при определении стиля произведения искусства является изучение того, как художник обращается со средой, принимая во внимание метод или технику, которые использует художник. Дополнительным аспектом художественных стилей является философия или движущая сила произведения искусства. Все эти стилистические элементы определяются выбором, который делают художники при создании своих работ.
Художественный стиль и художественное направление
Произведения, имеющие определенные общие черты, считаются принадлежащими к одному стилю. Иногда это означает, что они являются частью одного и того же механизма , но не всегда. Понятие «движения» в искусстве обычно связывают с определенным временем (а иногда и местом) в истории. Например, сегодня есть художники, которые все еще рисуют в импрессионистической манере, охватывая концепции, которые впервые определили импрессионизм в 19 веке. Однако, поскольку они современные художники, которым , вдохновленный импрессионистами, на самом деле они не являются частью первоначального «импрессионистского движения», как оно существует в историческом плане. Хотя художественные стили могут быть возрождены из прошлого, само движение все еще закреплено в своем первоначальном положении на временной шкале истории искусства.
Личный художественный стиль
При этом у каждого художника есть свой личный художественный стиль, который вырабатывается на протяжении всей его жизни. Стиль художника может меняться и адаптироваться по мере того, как художник растет как художник и как личность. Начинающие художники часто подражают (копируют) стилям художников, которыми они восхищаются. Поначалу это может быть полезно для того, чтобы намочить ноги и поможет развить понимание того, как создавать разные виды искусства. Однако очень важно, чтобы начинающие художники сосредоточились на развитии собственного стиля и нашли свой уникальный способ самовыражения. Личный стиль художника обычно развивается по мере того, как художник приобретает больше уверенности в себе благодаря опыту, расширяет свою базу знаний и приобретает больше навыков работы с материалами.
Вы должны придерживаться только одного художественного стиля?
Художники могут работать в самых разных стилях. В прошлом от художников обычно ожидалось, что они будут создавать искусство в той моде, которая была популярна в то время. Теперь у художников гораздо больше свободы работать по своему усмотрению.