История пластиковой бутылки | Российский Социально-экологический Союз
В какой момент начинается жизнь пластиковой бутылки? Когда её покупают или когда её производят? На самом деле, жизненный цикл бутылки начинается ещё раньше. На протяжении всех этапов существования пластик, из которого состоит бутылка, наносит ущерб окружающей среде и здоровью людей.
Добыча сырья
Жизнь любого произведенного предмета начинается с добычи сырья. Основное сырье для пластика — попутные газы и жидкости при добыче нефти. Полиэтилентерефталат (ПЭТ) – это пластиковая смола, получаемая из нефтяных углеводородов в результате реакции этиленгликоля и терефталатовой кислоты. И, если пластиковая бутылка получена из нефтепродуктов, то её производство в том числе ответственно за проблемы, связанные с нефте- и газодобычей:
- нефтяные разливы,
- нарушение растительного и почвенного покрова из-за прокладки трубопроводов для доставки нефти и газа,
- усиление изменения климата благодаря выделению парниковых газов при добыче и обработке сырья,
- загрязнение воздуха высвобождающимися при добыче газами,
- загрязнение воды токсикантами при бурении.
Буровая установка. RJA1988 from Pixabay
Одна из самых крупных аварий – разлив нефти в Мексиканском заливе в 2010 году, произошедший из-за взрыва на нефтедобывающей платформе. Тогда
Производство
Производители создают длинные цепочки молекул пластика с помощью процесса полимеризации. В результате пластик становится прочным и долговечным. Для придания определённых свойств к полимерам добавляют присадки или пластификаторы – химические соединения, позволяющие пластику быть эластичным.
Например, к поливинилхлориду для пластичности добавляют фталаты. Это токсичные канцерогенные вещества, признанные разрушителями эндокринной системы, они могут выделяться из пластика при его использовании.Пластиковой бутылке пластификаторы не нужны. Но для производства полиэтилентерефталата используется толуол, который вызывает у человека раздражение глаз или легких, головные боли и головокружение, может также влиять на нервную и репродуктивную системы и вызывать проблемы в развитии у детей.
В результате производства после полимеризации и всех добавок (пластификаторов, наполнителей, красителей, если требуются, и отвердителя) пластик становится сырьем в форме гранул. Из этих гранул дальше можно плавить любые формы.
Нефтехимический комбинат. Photo by Patrick Hendry on Unsplash
Нефтехимическая промышленность вносит большой вклад в изменение климата, 3.6% мировых выбросов парниковых газов приходятся
Транспортировка
Гранулы доставляют до завода по производству бутылок. Для транспортировки материалов и готового продукта нужна энергия. А значит, и на этом этапе происходит воздействие на климат. Транспорт – второй главный источник выбросов парниковых газов (16.2% мировых выбросов углекислого газа).
Сам пластик на этой стадии жизненного цикла тоже представляет опасность для окружающей среды и людей. Пластиковые гранулы или пеллеты — это небольшие шарики 2-5 мм в диаметре. При перевозке и использовании гранулята часть сырья может попадать в окружающую среду, в том числе в водные объекты. Потери происходят из-за аварий, недостаточно герметичной упаковки и неправильного хранения гранул. «Слёзы русалки» – так иногда говорят о пеллетах, так как этот материал — один из источников микропластика. Попав в окружающую среду, пластиковые гранулы адсорбируют вредные вещества (ПХБ, тяжелые металлы и др.). Животные, птицы и рыбы принимают пеллеты за еду и переносят микропластик и вредные вещества по трофической (пищевой) цепи.
Так, через некоторое время сырье для пластиковой бутылки может оказаться на столе у человека.Пластиковые пеллеты на побережье.
Использование
Из пластиковых гранул сделали преформу, произвели бутылку и наполнили водой. Теперь бутылку с водой привезут в магазин, где мы сможем купить её, выпить воду, а бутылку — выбросить.
Упаковка и одноразовые товары – предметы с очень коротким жизненным циклом. В среднем одноразовый пластик «живет» 20 минут, а потом отправляется в мусор. Именно одноразовые товары и упаковка (в том числе пластиковые бутылки) занимают первое место в списке производимого ежегодно пластика. Например
На стадии использования мы – потребители – соприкасаемся с источником вредного воздействия. Пластик влияет на наше здоровье двумя путями:
- воздействие микропластика (пластиковых микро- и наночастиц, образующихся от разрушения пластиковых товаров и попадающих в организм человека с помощью дыхания и проглатывания),
- воздействие химических добавок, пластификаторов и загрязняющих веществ, связанных с пластиковыми частицами.
С микропластиком все не так однозначно. Мы знаем, что ежегодно в океан попадает примерно 1,5 миллиона тонн микропластика. Его находят повсеместно в природных объектах и во всем, чем пользуется человек: в водопроводной и бутилированной воде, морской соли, меде, пиве, рыбе. Человек ежегодно потребляет до 200 000 пластиковых микро- и наночастиц. Микропластик уже нашли в человеческих экскрементах, но воздействие его на здоровье человека пока недостаточно исследовано.
Бутилированная вода. Image by Hans Braxmeier from Pixabay
С другой стороны, мы знаем о воздействии на людей веществ, которые несут с собой эти микропластиковые частицы. Пластик может выделять вредные вещества, используемые при производстве (в том числе пластификаторы). Пластиковые частицы собирают на своей поверхности загрязняющие вещества из окружающей среды и могут выделять их в человеческий организм. Многие эти вещества опасны даже в малых концентрациях.
Жизнь после использования
Если пластиковой бутылке повезет, она попадет на переработку. PET бутылки – один из самых востребованных типов вторсырья. И хотя переработка предполагает возвращение сырья в ресурсный цикл, одной переработки недостаточно, чтобы выйти из мусорного кризиса. Далеко не всем пластмассам может повезти так же, как PET: они не всегда подлежат переработке, а с некоторыми пластиками это делать невыгодно – слишком сложный и затратный процесс. К тому же пластик нельзя перерабатывать бесконечно, поэтому рано или поздно наша бутылка все равно попадет на полигон.
Подготовка к переработке. Image by Thanks for your Like • donations welcome from Pixabay
Почему полигон – это плохо, мы уже узнали в статье «Полигон — санкционированная свалка». Так как пластик не поддаётся биологическому разложению, на полигоне бутылка будет бесконечно распадаться на всё более мелкие частицы. Без нужной изоляции частицы пластика и токсичные вещества проникнут в почву, воздух, водные объекты. А через некоторое время попадут в организм человека с воздухом, водой и продуктами питания.
Если бутылке не улыбнется удача, она попадет на мусоросжигательный завод. Сейчас в России активно продвигается технология «Waste to energy» или «Отходы в энергию». Инвесторы пытаются убедить население, что в отличие от традиционных мусоросжигательных заводов, технология «Отходы в энергию» безопасна и соответствует принципам циклической экономики. Однако природа любых технологий сжигания одинакова. Несмотря на использование нового термина, «отходы в энергию» превращают одну форму отходов в другие формы отходов: в токсичные выбросы и токсичную золу. При сжигании пластика, например, в воздух выделяются сильнейшие канцерогены — диоксины.
В период с 1950 года по 2015 год примерно 4900 миллионов тонн или 60 % всего когда-либо произведенного пластика были выброшены и накапливались на свалках или в окружающей среде. 12 % всех пластиковых отходов было сожжено, и только 9 % было извлечено для вторичной переработки.
Пластиковая бутылка в океане. Photo by Brian Yurasits on Unsplash
Здесь жизнь пластиковой бутылки заканчивается. На её производство затрачено колоссальное количество ресурсов и энергии, которые уже невозможно восполнить. Как и не получится обнулить весь вред/ущерб, нанесенный окружающей среде и человеку. Подумайте: стоило ли оно того?
Эпилог
Жизнь без полимеров невозможна. Почти всё, чем мы пользуемся в современной жизни, содержит пластмассы. Пластик — отличный материал: легкий, прочный, долговечный. Он не заслуживает того, чтобы оказаться в мусорном ведре через 20 минут после использования. Около 40 % ежегодно производимого пластика используется однократно – это упаковка, одноразовая посуда и предметы гигиены. Всему этому есть рабочие альтернативы. Мы должны ответственно подходить к производству и использованию пластика. Подпишите петицию ЗА ограничение производства и использования неперерабатываемого и одноразового пластика в России.
Проект «Что из пластика сделаем?»
Библиографическое описание:Проект «Что из пластика сделаем?» / Л. Л. Волкова, М. С. Тимирёва, Ю. В. Ковалёва [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7575/ (дата обращения: 25.02.2023).
Актуальность проекта. Больше сорока лет назад изобретена пластиковая бутылка. У первых образцов пластиковых бутылок вес был на много больше, чем у современных. В наши дни ежедневно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. С каждым годом отходы из пластиковых бутылок растут, за счёт того что появляется всё большее количество продуктов, которые упаковывают в пластиковые бутылки.
Большое количество мусора на улицах города заставляют задуматься над вопросом: зачем нужна пластиковая бутылка?Проблема исследования заключается в противоречии между положительными свойствами пластиковой бутылки для производителя и теми экологическими проблемами, которые возникают в результате загрязнения окружающей среды отходами, которые веками не разлагаются.
Таким образом, возникшая проблема, с одной стороны, важность и необходимость ознакомления детей и их родителей с информацией о вреде пластиковых бутылок, с другой, привела к выбору темы проекта.
Продукт проекта: выставка для родителей «Вторая жизнь пластиковой бутылки», презентация «Полезные пластиковые бутылки» для детей, буклет для родителей: «Учимся правильно читать маркировку пластика».
Срок реализации проекта: 3 месяца.
Цел ь проекта: создание социальной ситуации развития в познавательно-исследовательской деятедбности «Вторая жизнь пластиковой бутылки».
Задачи проекта:
— создать условия для знакомства с экологической проблемой нашей планеты, на примере загрязнения людьми окружающей среды пластиковыми бутылками;
— обеспечить условия для детского исследования «Зачем нужна пластиковая бутылка?»;
— способствовать развитию представления о возможностях создания из пластиковых бутылок множества интересных и полезных вещей;
— формировать представления о важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней;
— расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять;
— способствовать расширению знания о вреде пластиковых бутылок,изученив и исследовав значения пластиковой бутылки в жизни человека и природы.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы «Птенчики», педагоги, родители.
Материалы для осуществления проекта:
— пластиковые бутылки разных размеров и форм;
— поделки из пластиковых бутылок, изготовленные родителями, воспитателями и детьми.
Предлагаемый продукт проекта: презентация по теме «Вторая жизнь пластиковой бутылки».
Объект исследования : ненужные пластиковые бутылки
Предмет исследования: возможность вторичного использования пластиковых бутылок.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Методы исследования:
— изучение литературных источников и информации в Интернете;
— социологический опрос детей данного детского сада;
— наблюдение за пластиковыми бутылками на улицах города.
Гипотеза: предположим, что пластиковая упаковка загрязняет землю и наносит вред природе.
Ожидаемый результат:
— выяснить положительные и отрицательные стороны появления пластиковой бутылки;
— посильное участие родителей в реализации проекта;
— непосредственное участие родителей и детей в организации выставки и презентации;
— придумать вторую жизнь пластиковым бутылкам.
Формы и методы работы с родителями:
— консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы;
— презентация для детей и родителей «Полезные пластиковые бутылки»;
— оформление папки «Охраняй окружающую среду в своём городе»;
— выставка поделок «Вторая жизнь пластиковой бутылки»;
— сбор пластиковых отходов;
— проведение совместных экологических экскурсий;
— анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный.
— выбор темы проекта;
— подбор литературы по теме проекта;
— анкетирование родителей;
— экологические беседы;
— утилизация пластика в специальные контейнеры.
2 этап. Содержательно-поисковый.
— провести родительское собрание с целью привлечения родителей участия в проекте;
— консультация для родителей «Краткая история появления пластиковой бутылки»;
— привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе;
— анкетирование «Продукты в пластиковой упаковке»;
— изготовить совместно с детьми памятки и листовки для родителей «Превращение отходов в доходы»;
— организация НОД. Тема: «Музыкальные погремушки»;
— мастер-класс «Поделки из пластиковых бутылок».
— провести консультацию для родителей «Как дать вторую жизнь пластиковой бутылке»;
— провести выставку для родителей «Вторая жизнь пластиковой бутылки»;
— оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу «Маркировка пластика»;
— применение поделок из пластиковых бутылок в практике;
— оформление папки «Экологические проблемы использования пластиковых бутылок»;
— переработка пластика на вторичное сырьё;
— беседа с родителями «Почему нельзя сжигать пластик».
3 этап. Результативный.
Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Презентация проекта.
Работая над проектом, мы серьезно задумались о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и поняли, что частично решить эту проблему может каждая семья. А для этого нужно немного пофантазировать и попробовать изготовить из использованных упаковок замечательные предметы, которые могут принести пользу, украсить домашний интерьер, стать хорошим подарком для друзей и родных.
В результате проведенных исследований мы с детьми и взрослыми продлили жизнь пластиковым бутылкам, стаканчикам из-под йогурта, жестяным банкам, пластиковым крышкам и другому упаковочному материалу. К концу проекта мы сделали вывод, что своей работой достигли сразу трех результатов:
Мы смогли сэкономить семейный бюджет, создавая своими руками необычные поделки, которые могут пригодиться в быту или порадовать родных и близких;
Мы получали удовольствие, создавая различные изделия своими руками;
Мы сделали окружающую природу немного чище, потому что продлили срок использования пластиковых бутылок и другого упаковочного материала .
Литература:
- Занимательная книга знаний в вопросах и ответах / пер. с анг. М. Беньковская и другие. — М.: МАХАОН, 2012.- 160 с.
- Иллюстрированная энциклопедия почемучек / пер. с анг. Кабановой. — М.: АСТ:Астрель, 2008. — 210 с.
- Камерилова Г. С. Экология города. — М.: Дрофа, 2010. — 287 с.
- Кацура А. В. Отарашвили З. А. Экологический вызов: выживет ли человечество. — М.: МЗ Пресс, 2005. — 80 с.
- «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. — СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. — М.: Академия, 2009.
Жизненный цикл пластиковой бутылки с водой
В концепции экономики замкнутого цикла нет ничего нового, но один и тот же подход применим не ко всем типам материалов. Например, срок службы алюминия сильно отличается от срока службы пластика, поскольку алюминий можно бесконечно перерабатывать, а пластик — нет. Здесь мы исследуем, как пластиковая бутылка № 1 движется как по линейной, так и по круговой стадиям.
Что такое пластиковая бутылка №1?
Возможно, вы этого не знаете, но все пластики разные. И когда дело доходит до переработки, существует множество цифр, которые классифицируют, как что-то из пластика может быть переработано. Изделия из пластика № 1 обычно включают в себя такие продукты, как бутылки с водой и банки с арахисовым маслом. Поскольку в США ежедневно выбрасывается более 60 миллионов пластиковых бутылок с водой, мы хотим глубже изучить жизненный цикл создания пластиковой бутылки.
Источники – Из чего сделана бутылка?
Только 1% бутылок с водой импортируется, поэтому почти вся бутилированная вода, продаваемая в США, производится внутри страны.
Сырая нефть, используемая для производства полиэтилентерефталата (ПЭТ), основного компонента пластиковой бутылки из-за своей прочности и легкости, извлекается из земли с помощью крупномасштабных процессов добычи, таких как добыча полезных ископаемых, бурение, или фрекинг. В частности, в Соединенных Штатах сырая нефть добывается в 32 штатах и в прибрежных водах США.
Добытая нефть затем отправляется на нефтеперерабатывающий завод, где сырая нефть проходит следующий этап – перегонку.
Производство/использование – Как изготавливается бутылка?
В процессе дистилляции сырая нефть разделяется на компоненты, называемые фракциями. Каждая отделяемая фракция представляет собой смесь углеводородных цепей. Фракции различаются по размеру и структуре молекул и обычно делятся на три категории: легкие, средние и тяжелые фракции.
Легкие фракции дают углеводороды: бензин, нафту, керосин, топливо для реактивных двигателей и парафин. Средние фракции дают дизельное топливо и газойль. Тяжелые фракции дают мазут. ПЭТФ производится из нафты легких фракций углеводородов. Нафта используется для производства основных молекул, называемых мономерами, из которых состоит ПЭТ. Два мономера — моноэтиленгликоль (МЭГ) и диметилтерефталат (ДМТ) или очищенная терефталевая кислота (ПТА) химически объединяются для получения длинной цепочечной молекулы полимера ПЭТ в форме гранул. Эти гранулы сплавляются вместе с использованием высокой температуры и давления. Затем эти смолы впрыскиваются в форму небольшой трубки, называемой заготовкой. После повторного нагревания воздух выдувается, чтобы расширить трубку, подобно воздушному шару.
По мере остывания формируется пластиковая бутылка с водой. Бутылки наполняются водой и запечатываются для использования в процессе розлива. Эти бутылки затем транспортируются в продуктовые магазины и к другим поставщикам для покупки потребителями.
Конец срока службы – Как перерабатывается бутылка?
В настоящее время 30% потребляемых бутылок с водой никогда не отправляются в мусорный бак, несмотря на всю работу и энергию, необходимые для изготовления пластиковой бутылки для воды.
Переработка
Когда пластиковые бутылки для воды и другие пластмассы собираются для переработки, их отправляют на предприятие по переработке материалов. Все предметы перемещаются на дисковый экран, где материалы отделены друг от друга.
Пластмассы сортируются по категориям и типам. Как только собрано достаточное количество предметов (не только бутылок), изготовленных из пластика №1, они упаковываются в большие тюки и отправляются на завод по переработке, где они подвергаются механической переработке. Здесь пластик измельчается на мелкие кусочки, сортируется и моется. Маленькие кусочки нагревают, чтобы создать маленькую смолу, чтобы сделать более пластичный материал. Механическая переработка начинается и заканчивается полимерным продуктом, однако длинные полимерные цепи разбиваются на более мелкие части, что ограничивает повторяемость процесса механической переработки.
Фактически, переработанный ПЭТ часто используется для изготовления текстиля вместо новых бутылок. Чтобы решить эту проблему, компании разрабатывают процессы воссоздания мономеров или углеводородов, используемых для производства пластика. С ПЭТ организации разрабатывают деполимеризацию для регенерации мономеров, которые могут заменить сырую нефть и сделать новый пластиковый материал.
Что делать, если бутылка не перерабатывается?
Если пластиковые бутылки не перерабатываются, их отправляют на свалку, где их разложение может занять до 1000 лет. Более того, продукты, изготовленные из переработанных бутылок, такие как одежда, часто попадают на свалки, поскольку их невозможно переработать при существующей инфраструктуре.
Поскольку мы продолжаем следить за потреблением пластика, мы видим множество способов, с помощью которых отдельные лица и предприятия могут снизить зависимость. Понимание влияния того, как что-то сделано, может принести пользу тому, как мы принимаем решения о покупке, которые могут оказать положительное влияние на планету.
Загрузите этот блог, чтобы поделиться им.
Мы вышлем вам версию для печати по электронной почте.
Чтобы узнать больше о том, как не допустить попадания отходов на свалку, подпишитесь на наш блог или поговорите с одним из наших НАСТОЯЩИХ консультантов по отходам , чтобы узнать, как уменьшить количество отходов в вашем бизнесе.
Жизненный цикл пластмасс – WWF-Австралия
Пластик. Это везде. На самом деле он существовал только последние 60-70 лет, но за это время пластик изменил все, от упаковки до дизайна продукта и розничной торговли.
Одним из преимуществ пластика является то, что он рассчитан на долгий срок службы, но это же самое благословение является проклятием, поскольку почти весь когда-либо созданный пластик все еще существует в той или иной форме сегодня.
Австралия производит почти 3 миллиона тонн пластика в год , из которых перерабатывается менее 12% . Вызывает тревогу тот факт, что до 130 000 тонн этого пластика ежегодно попадает в океан в виде пластикового загрязнения. Учитывая, что каждый человек производит (или использует) примерно 130 кг пластика, это означает, что около 30 кг отходов каждого человека может попасть в океан.
Он может не только оказаться в океане, но и разрушиться, если вообще разрушится, могут пройти сотни лет.
Пластиковый пакет – 20 лет
Пластиковые пакеты оказывают одно из самых серьезных воздействий на дикую природу океана. Несмотря на то, что они составляют лишь небольшой процент нашего мусора, они могут распадаться на все более мелкие части, оказывая разрушительное воздействие на нашу дикую природу.
Кофейные чашки на вынос – 30 лет
Знаете ли вы, что если мы выстроим в ряд все чашки для кофе на вынос, которые каждый год используются в Австралии, их можно будет разнести по всему миру… дважды! Это много кофейных чашек. К сожалению, многие из этих чашек не подлежат вторичной переработке из-за пластиковой мембраны, которая их выстилает, и их разложение может занять до 30 лет.
Пластиковые соломинки – 200 лет
Пластиковые соломинки разлагаются до 200 лет. Выберите бумажную соломинку или вообще откажитесь от нее и попробуйте старую технику потягивания.
6 пластиковых колец в упаковке – 400 лет
Когда эти пластиковые кольца попадают в океан, они могут быть разрушительными для нашей морской фауны, запутавшись в ней.
Пластиковые бутылки – 450 лет
Энергия, необходимая для производства и транспортировки пластиковых бутылок с водой, могла бы питать примерно 1,5 миллиона автомобилей в год, однако примерно 75% бутылок с водой не перерабатываются – они попадают на свалки , засоряют обочины дорог и загрязняют водные пути и океаны.
Пластиковые стаканчики – 450 лет
Химические связи пластиковых стаканчиков делают их прочными, а также устойчивыми к разрушению. Со временем эти чашки выделяют токсичные химические вещества в окружающую среду и с большей вероятностью попадут в организм уязвимых морских животных.
Одноразовые подгузники – 500 лет
Одноразовые подгузники должны подвергаться воздействию кислорода и солнечного света для разложения, и они плохо разлагаются на свалке. Попадая на свалку, они могут загрязнять подземные воды, создавая серьезную угрозу для окружающей среды. Выбирайте многоразовые тканевые подгузники или экологически чистые альтернативы.
Кофейные чалды – 500 лет
На разложение пластика в кофейных чалдах уходит более 500 лет, при этом выделяется вредное количество метана. Держитесь подальше от чалдовых кофемашин. Или используйте переработанные капсулы.
Пластиковая зубная щетка – 500 лет
Ежегодно в мире продается 3,5 миллиарда зубных щеток. Большинство из них теряются в процессе переработки и попадают на свалку или попадают в реки и океаны.