Зажимы для троса: виды, установка и крепление
При проведении такелажных, монтажных и строительных работ зачастую возникает необходимость в фиксации и удлинении используемых стальных канатов, а также создании на их концах петель и проушин. Для этих целей используются канатные зажимы (зажимы для троса).
Зажим канатный — это приспособление, применяемое для фиксации и закрепления стального каната.
Этот вид такелажа не предназначен для работ, связанных с подъемом, перемещением, удержанием на весу и опусканием грузов. Его главное предназначение — обеспечение прочного натяжения канатов и тросов при монтаже конструкций и закрепление объектов в неподвижном положении, например, на платформе транспортного средства при перевозке.
Зажимы (жимки канатные) используют совместно с грушевидным не симметричным коушем, для фиксации каната в устройстве для счаливания каната.
Размер зажима для стального троса определяется по диаметру используемого каната.
Типы канатных зажимов
Различают зажимы для канатов и тросов следующих типов:
1) U-образный зажим
Зажим представляет собой u-образный болт с резьбой. Резьбовые концы болта вставляются в зажимающий элемент. При затягивании гаек стального зажима элемент прижимает трос к болту.
2) Плоский тросовый зажим
Производится из углеродистой стали. Состоит из прижимного элемента, прижимающей пластины, винтов и гаек с метрической резьбой. В зависимости от числа винтов в конструкции плоский зажим под трос бывает одинарный (simplex), двойной (duplex) и тройной (triplex). Затягивание гаек зажимает трос между пластинами.
3) Трубчатый зажим
Алюминиевые зажимы-втулки применяются для обычных тросов, медные — для кислотостойких, для работы в агрессивных средах используются зажимы из нержавеющей стали. Трубчатый зажим представляет собой алюминиевый сплющенный полый цилиндр.
Рекомендуется для соединения тросов между собой, а также для изготовления петель на концах троса. Трубчатые зажимы для стальных канатов сдавливаются при помощи пресса или ручными щипцами. Являются разовыми несъёмными элементами.
В зависимости от конструкции и способа монтажа зажимы для металлического троса подразделяются на:
- клиновые
- болтовые
- винтовые
- заклинивающиеся
- прессуемые
- клыковые
Все канатные зажимы производятся согласно DIN и ГОСТ. В подъемных устройства для целей соединений концов канатов рекомендуется использовать дугообразные зажимы DIN 1142. Зажим для троса DIN 741 по сравнению с DIN 1142 имеет меньшую прочность, поэтому рекомендован к использованию работ, не связанных с перемещением и подъемом грузов.
Виды материалов и покрытий
Чаще всего тросовые зажимы используют в работах с большими весами и тяжелыми нагрузками, поэтому при их производстве действуют жёсткие стандарты проверки качества продукции. Зажимы для стальных тросов изготавливают исключительно из высококачественных и прочных материалов: сталь, медь, алюминий, нержавейка.
Кроме того, канатные зажимы могут быть подвергнуты гальванической оцинковке. Оцинкованные зажимы имеют дополнительную защиту от коррозии. При работе в неблагоприятных погодных условиях и агрессивных средах применяют нержавеющие зажимы троса.
Установка зажимов на канаты и крепление
При использовании дугообразных зажимов рекомендуется устанавливать не менее трех фиксаторов на одном канате. Если же нагрузка выше, чем способны выдержать данные виды зажимов, то нужно использовать другой тип этого фиксатора, а не увеличивать их количество.
Канатный зажим устанавливается на стальной трос так, чтобы перемычка зажима всегда находилась на стороне каната, несущей нагрузку. На хвостовой части каната или троса располагается U-образный болт зажима. Длинная часть троса загибается так, чтобы можно было расположить минимально требуемое количество зажимов для создания крепкой петли. Расстояние между зажимами и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не меньше 6 диаметров каната.
Правила эксплуатации
Прежде чем приступать к работе, необходимо проверить прочность крепления каната зажимами. После первого приложения нагрузки на трос величина момента затяжки должна быть вновь проверена и при необходимости скорректирована. Необходимо, чтобы изделия регулярно проверялись и проходили проверки. Это нужно в связи с тем, что в процессе эксплуатации изделия подвергаются износу, перегрузкам, что будет приводить к деформациям и изменениям в структуре материала. Зажимы концов каната должны подвергаться проверке не реже одного раза в шесть месяцев и даже чаще, если изделия эксплуатируются в тяжелых рабочих условиях.
Не допускается изгибать или корректировать форму зажима, поскольку это приведет к ухудшению качества изделия и снижению его предельной прочности.
На плотность посадки зажимов на тросе могут отрицательно влиять следующие факторы:
- гайка плотно сидит на резьбе, но не плотно по отношению к перемычке;
- резьба засорена грязью, маслом, продуктами коррозии, препятствующими нужной затяжке гайки.
Советы по выбору
Прежде чем выбрать определенную продукцию, необходимо убедиться в ее качестве. Для этого следует обратить внимание на следующие моменты:
- зажимы должны иметь разборчивую маркировку;
- на поверхности не должно быть видимых заусенцев, трещин, бороздок и иного производственного брака;
- зажимы должны быть выбраны в соответствии с характеристиками используемых тросов;
- тип материала/ покрытия зажима должен соответствовать внешним факторам и условиям, в которых производится работа.
Все указанные виды канатных зажимов проектирует и изготавливает на заказ «ГПО-Снаб». Подобрать и заказать их вы можете в нашем каталоге такелажных изделий.
Вернуться
характеристики, нагрузки и способы использования
Тросовый или канатный зажим — это такое такелажное изделие, которым фиксируются петли на стальных канатах либо сращиваются канаты.
- Эти элементы такелажа используют в высоконагруженных конструкциях, из чего вытекает, что они должны изготавливаться из металла, устойчивого к трению, поперечным и продольным деформациям. Как это достигается?
- В строительных работах, например, на тросы крепят несколько зажимов, расположенных друг за другом. Может быть так, что нагрузка выше, чем допустимая для единицы крепления. Простое увеличение числа слабых креплений никак не поможет зафиксировать конструкцию. Почему?
Эти и другие детали по полочкам раскладываем в статье.
Виды зажимов
каким бывает зверь, кратко — по плюсам и минусам
Для простоты разделим зажимы условно на три категории, и в каждой категории обозначим наиболее важные подвиды:
Традиционные, используемые для сращивания канатов и создания на них петель:
- Одноразовые
- Скобы
- Кулачковые
- Плашечный (шинный)
- Цилиндрические (DOUBLE)
- Обжимные
Плоские, используемые, как и традиционные:
- Одинарные (SIMPLEX)
- Двойные (DUPLEX)
Специальные, спектр использования которых узок и делает их незаменимыми:
- Крестовые
- Стопорные
- Цанговые
- Страховочные
Одноразовые
Короткие цилиндрики из алюминия или другого мягкого металла. Расплескивается вместе с продетыми концами каната, плотно его сжимая. Наименее надежная и наиболее дешевая конструкция.
Плюсы |
|
+Дешевизна | -Ненадежность |
+Быстрота установки | -Одноразовость |
Скобы
Самый распространенный традиционный вид зажимов в виде U-образной скобы. Прост в установке и демонтаже, является многоразовым, не теряет характеристик.
Нюанс использования в почти полной непригодности для высоких нагрузок. Малое пятно контакта с канатом вызывает режущую деформацию — разрыв или повреждение троса в месте крепления.
Плюсы | Минусы |
+Дешевизна | -Малое пятно контакта |
+Быстрота установки | - |
+Многоразовость | - |
Кулачковые
Аналоги скобы, два зеркально расположенных седла с интегрированными резьбовыми втулками. Более удобен, чем U-образный, мало встречается на российском рынке.
Как и старший брат, имеет малое пятно контакта с тросом.
Плюсы | Минусы |
+Дешевизна |
-Малое пятно крепления |
+Быстрота установки | - |
+Многоразовость | - |
Плашечный (шинный)
Зажим, поперечный срез которого представляет собой латинскую W. Ответная часть похожа на распущенную вдоль трубу. Места прилегания к тросу — рифленые, обеспечивают хорошую фиксацию.
С таким зажимом режущих деформаций можно не опасаться.
Плюсы | Минусы |
+Надежность |
-Дороговизна |
+Простота установки | - |
+Многоразовость | - |
Цилиндрические (DOUBLE)
Кольцо оно и в Африке — кольцо (ну или два полуцилиндра со стяжными винтами).
Выпускается в малых размерах (трос 3-4 мм), т.е. можно скреплять тросы вплоть до толщины проволоки (в разумных пределах). Нержавеющая сталь — как основной материал изготовления — позволяет использовать колечко в паре с канатами из цветных металлов, нержавеющей стали. Неблагоприятные среды, короче говоря, вашим конструкциям не грозят.
Плюсы | Минусы |
+Надежность |
-Дороговизна |
+Многоразовость | - |
Обжимные
В простонародье — бочонок. Две рельефные пластины с цилиндрическими канавками для закладки троса, которые стягиваются при помощи винта. Можно сказать, король лифтов и других подъемных механизмов.
Выпускается как из цветных металлов, так и из стали в зависимости от назначения.
Плюсы | Минусы |
+Надежность |
-Дороговизна |
+Простота установки | - |
+Многоразовость | - |
Плоские одинарные (SIMPLEX)
Как было сказано выше, чем больше пятно контакта с тросом, тем надежнее крепление, этот зажим — прямое тому подтверждение.
По своей сути две пластины (с бортиками и без), фиксируемые при помощи болта и гайки. Наличие бортиков не дает тросу выскальзывать вбок под нагрузкой, что также положительно сказывается на максимально допустимых нагрузках.
Плюсы | Минусы |
+Надежность |
-Относительная дороговизна |
+Многоразовость | - |
Плоские двойные (DUPLEX)
Два сращенных одинарных (SIMPLEX) изделия.
Как сказала бы Эллочка Людоедочка, железно! Установка растяжек на высоковольтных столбах линий электропередач и ТВ-антенн — раз плюнуть. Зафиксировать груз при его подъеме на большую высоту — тоже. И это не фигура речи.
Плюсы | Минусы |
+Надежность |
-Относительная дороговизна |
+Многоразовость | - |
Крестовые
Скажем, нужно вам соединить две магистрали под прямым углом. Вам нужен крест! Не православный, конечно, но помолиться советуем, потому что сверхнадежным такое крепление назвать язык не повернется. Впрочем, надежности на канатную сетку хватит. Как говориться, кто на кого учился.
Изготавливается в виде цилиндра, в который стальные канаты укладываются друг на друга и фиксируются винтом.
Плюсы | Минусы |
+Незаменимость при создании пересекающихся конструкций |
-Дороговизна |
+Простота установки | -Малый спектр применения |
+Многоразовость | - |
Стопорные
Просто стопор — и все. Ничего не сращивает, ничего не поддерживает. Его задача — плотно ухватиться за трос и препятствовать движению подвешенных на нем грузов, грубо говоря, утолщает магистраль в выбранной точке.
Плюсы | Минусы |
+Незаменим при создании стопора |
-Узкий спектр применения |
+Простота установки | - |
+Многоразовость | - |
Цанговые
Наконечник, задачей которого является аккуратная стыковка каната с элементами конструкции, к которым он присоединяется. Стопроцентной надежности не дает. Скажу по секрету, лучше петлю сделать.
Плюсы | Минусы |
+Простота установки | -Ненадежность |
+Многоразовость | -Узкий спектр применения |
Страховочные
Типичный быстросъемник промышленных альпинистов. Они за него всяко-разно грузы подвешивают. Изделие состоит из рычагов, фиксирующих его на магистрали при приложении нагрузки на крепежное кольцо.
Плюсы | Минусы |
+Простота установки | -Дороговизна |
+Многоразовость | - |
Из каких материалов изготавливают зажимы
из чего у тебя седло, странник, сделано?
К трем основным материалам, из которых изготавливаются зажимы для троса относятся (очень предсказуемо!): нержавейка, горячеоцинковка и мягкая сталь с цинковым покрытием. Рассматриваем на примере седла.
Нержавеющая сталь А2 и А4. Ваш выбор для применения на открытом воздухе и в неблагоприятных условиях. Коррозийная стойкость из коробки.
Горячеоцинкованная сталь. Смело берите, если хотите сэкономить. Использование в неблагоприятных средах ограничено, но за положенные нагрузки отвечает более чем. Коррозийная стойкость меньше, чем у нержавейки.
Мягкая оцинкованная сталь. По дешману, значит, по дешману. Не стойкий к коррозии материал (впрочем, оцинковку пальцем не сковырнешь). Если нужно что-то для быта, лучший вариант.
Однако помните о том, что при построении высоконагруженных конструкций нужно будет проверять место крепления хотя бы раз в три месяца на предмет полного съедания ржой. Хе-хе. Шутка.
Размеры зажимов
Размер имеет значение! Надежная и безопасная конструкция нужна каждому, а вот как ее обеспечить?
Трос без оплетки? Значит, зажим выбирается по диаметру троса.
Трос в оплетке? Нюанс! Предел рабочей нагрузки сборки или магистрали уменьшится на 30-35%, если не удалить оплетку, потому что рабочее тело зажима будет контактировать с мягким и податливым винилом.
Применение такого соединения на сильно нагруженных тросах небезопасно!
Как итог: крепеж к канату в оплетке подбирается по его диаметру без оплетки. С точек магистрали, где будут располагаться зажимы, оплетку удалям. Такова жизнь? Нет, технология
Классификация зажимов по DIN
- DIN 741. Стандартный, не предназначенный для грузоподъемных операций.
- DIN 1142. Усиленный крепеж, оборудованный двумя шестигранными гайками, а также шайбами для лучшей прижимной фиксации. Имеет продолжительный эксплуатационный запас даже в условиях постоянных температурных колебаний.
- DIN 3093. По своей конструктивной сути это алюминиевая втулка, позволяющая соединить несколько тросов между собой для достижения необходимой общей длины.
DIN 741
Стандарт DIN 741 – это крепеж с двумя шестигранными гайками. Данное изделие широко используется во всех областях промышленности.
Характеристики:
- Используется с тросами диаметром от 3 до 40 мм.
- Длина составляет 21-88 мм, ширина 10-45 мм, а высота без съемной проушины – от 10 до 55 мм.
- Диаметр прута проушины – 4-16 мм, межосевое расстояние между ее концами – 9-58 мм.
- Наружная резьба под шестигранную гайку – от 1/8 до 1 дюйма.
- Норматив по весу: 100 штук этих изделий, в зависимости от размеров, могут иметь массу от 1,4 до 104 кг.
Изготавливаются из стали или нержавеющей стали А4. Распространены изделия, имеющие защитное цинковое покрытие, нанесенное гальваническим или горячим способом. Усиленный аналог DIN 741 имеет маркировку DIN 1142.
DIN 1142
Стандарт DIN 1142 используют для изготовления такелажных приспособлений, использующихся совместно с грузоподъемными механизмами. Большое значение DIN 1142 играет в строительстве, где может применяться в качестве элемента канатной растяжки.
Характеристики:
- Корпус имеет длину от 12 до 68 мм и ширину от 13 до 49 мм.
- Высота седла изделия – 13-77 мм.
- Полная высота детали вместе с U-болтом может составлять от 25 до 159 мм.
- Резьба под фиксирующую гайку – М5-М24.
- Межосевое расстояние U-болта – 12-68 мм.
Изделие DIN 1142 — ответственный элемент конструкции, и к материалу, из которого он изготавливается, предъявляются строгие требования. Производятся эти зажимы из гальванически оцинкованных сталей или нержавеющих сталей А2 и А4.
DIN 3093
Стандарт DIN 3093 – это алюминиевая втулка. Представляет собой сплющенный полый цилиндр. Применяется для сращивания стальных канатов между собой, а также для изготовления петель на концах каната.
Характеристики:
- Диаметр используемого троса — от 1,5 до 40 мм
- Ширина отверстия B — от 3,6 до 88 мм
- Длина втулки L — от 5 до 140 мм
- Толщина материала S — от 0,5 до 17 мм
Инструкция по установке зажимов
Как было сказано выше, зажимы широко используются для создания петель и сращивания тросов. При проведении подобных работ требуется соблюдать технологические нормы, поскольку неправильная установка может снизить предельную рабочую нагрузку магистрального узла на 40%.
Для начала необходимо убедиться в том, что:
- На изделии нет зазубрин, вмятин и трещин.
- Размер изделия соответствует размеру троса.
Традиционные зажимы
Шаг первый. Первый элемент крепежа располагается на небольшом расстоянии от свободного конца петли. Гайки или болты затягиваются поочередно до достижения требуемого момента силы.
Шаг второй. Второй размещается ближе к петле, так, чтобы она имела минимальный ход деформации. Ход можно проверить, сплюснув петлю по направлению к зажиму после установки.
Шаг третий. Третий позиционируется точно между первыми двумя. При этом учитывается, что ответные части зажимов (те, со стороны которых затягиваются гайки или болты) должны быть направлены вверх.
Шаг четвертый. На отрезок магистрали подается нагрузка, равная или большая, чем требуемая. Проверяется затяжка гаек или болтов и, при необходимости, увеличивается.
При сращивании алгоритм действий по установке зажимов будет тем же.
Плоские — Simplex и Duplex
Используются в тех же случаях, что и традиционные, однако обладают иной конструкцией. Рассмотрим ниже их установку на примере DUPLEX.
Шаг первый. Убедиться в том, что изделие комплектно, детали исправны, гайки ходят по резьбе не внатяг.
Шаг второй. При создании петли расположить изделие ближе к ее началу, при создании петли либо сращивании позиционировать трос внутри зажима как показано на рисунке.
Шаг третий. Установить ответную часть и затянуть гайками. Подать нагрузку на конструкцию, равную или большую, чем нужно. Проверить затяжку гаек, при необходимости ее увеличить.
Установка зажима SIMPLEX
Установка зажима DUPLEX
Спецзажимы
Применительно к специальным видам зажимов привести общий алгоритм действий нельзя, однако, поскольку позиционировать их, кроме как по назначению, возможным не представляется, плотная затяжка крепежных элементов решает вопрос их надежной установки.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
— Можно ли при помощи зажима закрепить веревку?
— Нет, получим ту же ситуацию, что и с оплеткой. Веревка делается из легко деформирующегося материала, а потому осуществить качественное крепление практически невозможно.
— Если я хочу установить трос в качестве защиты парковочного места, имеет ли смысл покупать дорогие зажимы?
— Потребность в дорогих изделиях возникает тогда, когда на трос подаются высокие нагрузки растяжения или смещения. Нет смысла покупать дорогие зажимы для построения ненагруженной тросовой конструкции.
— Требуется ли специальный инструмент для установки данного крепежа?
— В зависимости от его типа может понадобиться следующий набор инструментов: молоток, кувалда, отвертка нужного размера (с плоским, крестовым или шестигранным шлицем), плоскогубцы или гаечный ключ требуемого размера.
— Можно ли использовать традиционные зажимы в паре со стальным тросом для буксировки автомобиля?
— В 80% случаев нельзя, и хорошо, если подобный эксперимент не закончится плачевно.
— Почему увеличение числа слабых зажимов не увеличивает рабочую нагрузку тросовой конструкции?
— Основная нагрузка, которая прикладывается к тросу – продольное растяжение. Следовательно, при критических нагрузках трос либо лопается, если зажимы рассчитаны на нагрузку, либо выскальзывает из какого угодно количества слабых креплений.
Цепи, стропы, такелаж Обновлено: 14.07.2022 15:35:01
Максим
Специалист в области крепежных и такелажных изделий. Более 10 лет работы в сфере строительства, ремонта и оборудования.
— «Мы стараемся донести до Вас только актуальную и достоверную информацию, будем рады Вашему отзыву относительно данной статьи»
Автор статьи
Максим
Специалист в области крепежных и такелажных изделий. Более 10 лет работы в сфере строительства, ремонта и оборудования.
— «Мы стараемся донести до Вас только актуальную и достоверную информацию, будем рады Вашему отзыву относительно данной статьи»
Автор статьи
Поставить оценку
Успешно отправлено, Спасибо за оценку!
Нажмите, чтобы поставить оценку
Стальные и пластиковые кабельные зажимы на Ace Hardware
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения характеристик.
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения характеристик.0006
Выберите 2 или более продуктов для прямого сравнения характеристик.
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения функций. Сравните
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения функций. Сравните
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения характеристик. Сравните
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения характеристик. Сравните
Выберите продукты для параллельного сравнения функций. Сравните
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения функций. сравнение функций.Сравнить
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения характеристик.
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения функций. Сравните
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения функций. Сравните
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения сравнение функций.Сравнить
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения характеристик.
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения функций. Сравните
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения функций. Сравните
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения характеристик. Сравните
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения характеристик. Сравните
204 Выберите 2 или более продукты для параллельного сравнения функций. Сравните
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения функций. Сравните
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения сравнение функций.Сравнить
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения характеристик.
Выберите 2 или более продуктов для параллельного сравнения характеристик. Сравнить
Показаны 30 из 152
Кабельные зажимы — зажимы для проводов и шлангов
Кабельные, проводные и шланговые зажимы
723 продуктов
Зажим для шланга, кабельный или проводной зажим от Grainger поможет вам соединить и проложить электрические кабели, трубопроводы и многое другое на любом участке вашей строительной площадки. Добавьте к заказу набор хомутов или набор болтов и убедитесь, что у вас есть надлежащее оборудование для сборки и закрепления хомута по вашему выбору на месте. Для металлических труб рассмотрите U-образный болт, чтобы убедиться, что то, что вы устанавливаете, не сместится. Grainger предлагает хомуты для шлангов, кабелей и проводов, необходимые для любой работы, от тяжелой до легкой промышленности. Делайте покупки сегодня!
Мягкий кабельный хомут
Кабельный хомут
Хомут для поддержки гидравлического шланга
Кабельный хомут с полузажимом 5
- 0417
Загрузка… Загрузка. You may also like
Сделать дорожки: Из чего сделать садовые дорожки на участке своими руками – 65 фото и идеи
Фото дизайн ванной с туалетом: 100+ фото идей дизайна ванной комнаты совмещенной с туалетом
Как вязать арматуру видео: Как вязать арматуру — подробное описание схем и способов
Виды балясин из дерева: понятие, виды, правила выбора и монтажа
236 Мягкий кабельный хомут
Отделка хомута: оцинкованный ПВХ с покрытием
Мягкий кабельный зажим Отделка зажима: оцинкованный ПВХ с покрытием, сортировка по материалу зажима, по возрастанию
Loading. .. |
Отделка зажима: Горячее цинкование погружением
Кабельный зажим с прокладкой Отделка зажима: Горячее цинкование, сортировка по материалу зажима, по возрастанию
902 247Отделка зажима: натуральный
, по возрастанию
Загрузка. .. |
Отделка зажима: не указан
Отделка зажима кабеля: не указан, отсортировано по материалу зажима, по возрастанию
Загрузка… |
50241
Кабельный зажим Зажим Отделка: Горячее цинкование, сортировка по материалу зажима, по возрастанию
Загрузка… | |||||||
Загружается… | |||||||
Загружается… | |||||||
Загружается… | |||||||
Loading… | |||||||
Loading… |