Виды евроштакетника: формы, профиль, защитное покрытие
Как и профнастил, евроштакетник бывает очень разным: виды металлического штакетника отличаются не только цветом, размерами и типом покрытия, но и профилем, количеством ребер жесткости, формой реза верха и обработкой краев. Причем большинство этих различий отнюдь не декоративные — они прямо влияют на прочность и срок службы планок.
Учитывая, что для металлического штакетника еще не разработан ГОСТ с точными требованиями к материалу и его характеристиками, перед покупкой важно понять, чем отличаются разные виды евроштакетника, и на что эти различия влияют.
Оглавление статьи
- Виды профилей евроштакетника
- Формы евроштакетника
- Способ обработки края
- Типы покрытий металлического штакетника
- Что в итоге
По форме профиля металлический штакетник бывает трех видов:
- Евроштакетник П-образный. Самый распространенный профиль прямоугольной формы с двумя «плечами», за которые планка крепится к каркасу. У дешевого металлического штакетника по центру продавливают одно ребро жесткости, более дорогой профилируется сразу несколькими узкими или широкими желобами: от 2 у бюджетных моделей до 30+ штук у особо прочных.
- Евроштакетник М-образный. Штакетник с глубоким профилированием по центру, которое разбивает его на две «волны». В разрезе его форма напоминает букву «М». За счет более глубокого профилирования, металлический штакетник М-образный прочнее П-образного на изгиб при сопоставимом количестве ребер жесткости. Но на забор он крепится всего одним саморезом по центру, из-за чего его боковины остаются незакрепленными и могут приподниматься порывами ветра.
- Евроштакетник полукруглый. Штакетник, выдавленный в форме полукруга, который по прочности занимает промежуточное место между П- и М-профилем. Как и штакетник металлический П-образный, полукруглые планки могут профилироваться разным количеством желобов: от 1 до 30 ребер жесткости и даже больше. Крепятся планки в две боковины.
Кроме того, штакетник металлический М-образный иногда выпускается в «обратной» форме. В этом случае он глубоко профилируется не по центру, а по бокам планки, из-за чего в разрезе приобретает форму буквы «W». Крепят его двумя саморезами в дно каждой волны, что делает планку такой формы самым прочным типом евроштакетника. Но встречается W-профиль крайне редко, в основном, среди импортных материалов. Во-первых, для его производства нужен особый станок. Во-вторых, для изготовления такой планки требуется больше металла.
Предыдущий Следующий
Стандартные профили металлоштакетника с минимальным количеством ребер жесткости хорошо держат обычную ветровую нагрузку при небольшой длине — примерно до 1,5 метров. Для заборов большей высоты лучше подходят усиленные П-образные планки с широкими ребрами жесткости и штакетник полукруглый металлический с несколькими десятками продавленных узких канавок. Тоже касается ограждений для участков в местностях с высокой ветровой нагрузкой.
Наверх ↑
Формы евроштакетникаПомимо профиля, металлический штакетник различается по форме верхнего среза. Это практически не влияет на прочностные характеристики планок, но значимо с точки зрения внешнего вида. Итак, по форме верхнего края виды евроштакетника для забора бывают:
- с прямым краем,
- с волнообразным резом,
- с резом в форме трапеции.
Прямой рез самый простой и, следовательно, дешевый, но забор из такого штакетника часто смотрится грубо. Особенно при монтаже планок разной длины для секций с нестандартным дизайном. Впрочем, есть случаи, когда используют именно такой евроштакетник. Например, при горизонтальной установке планок на ограждение.
Штакетник металлический «Трапеция» и «Волна» дороже в производстве, поскольку для них нужны более современные прокатные линии со сложной формой ножа для резки планок. Поэтому иногда такой рез называют 3д или фигурным. При небольших объемах разница в цене не так чтобы сильно существенная, а смотрится такой евроштакетник намного элегантнее.
Предыдущий Следующий
Как правило, планки с резом в форме трапеции — это П-образный евроштакетник, профиль которого хорошо смотрится с таким краем. Чуть скошенный верх штакетника придает забору законченность и делает его похожим на классические деревянные ограждения. Кроме того, при такой форме нет острых уголков, которые при тонкой стали и сильных ветрах могут оттопыриваться, из-за чего забор выглядит неаккуратным.
Круглый фигурный металлический штакетник почти всегда режется под волну. Такая форма органично продолжает профиль планки и традиционна для заборов-штакетников. Плюс, волна идеальна для ограждений с секциями непрямоугольной формы. Например, при увеличении высоты планок для формирования «горки», евроштакетник с круглым резом как бы перетекает с одной штакетины на другую, создавая плавный переход.
Наверх ↑
Способ обработки краяЛюбой евроштакетник — это разрезанный на полосы, профилированный по определенному шаблону лист стали. Учитывая, что стандартная толщина стали для производства планок 0,45–0,5 мм, края у них получаются острыми. О них легко порезаться по неосторожности при монтаже даже взрослому, а о детях или домашних животных можно не говорить. Поэтому многие виды металлического штакетника для забора заводского производства завальцовывают: по бокам их загибают практически под 180 °, чтобы вместо острого края получился скругленный залом.
Завальцованный край не только безопасен, но и продлевает срок службы евроштакетника, поскольку снижает скорость развития кромочной коррозии.
Штакетник с незавальцованными краями — это материал суперэконом класса. Поэтому качество у него соответственное. Этот признак можно использовать как индикатор при выборе: что бы ни говорил продавец о стойком защитном покрытии и долговечности планок, незавальцованные края показывают, что перед вами материал низкого качества.
Наверх ↑
Типы покрытий металлического штакетникаНа все виды металлоштакетника наносят покрытие, которое защищает планки от коррозии.
В самом простом случае это обычная оцинковка, но такой евроштакетник используют редко: выглядит он некрасиво, а срок службы невысок за счет большого количества кромок.
Заводская порошковая покраска более надежна и эстетична. Спекаясь при высокой температуре, частички краски образуют устойчивое к механическим повреждениям равномерное покрытие.
Наконец, лучше всего, если евроштакетник защищен специальным полимерным покрытием. Современные технологии его нанесения создают прочный верхний слой, который надежно защищает сталь от коррозии, годами сохраняя первоначальную яркость цвета. При этом речь не о каком-то конкретном покрытии, а о целом семействе с разной структурой и кроющими полимерами. Основных покрытий евроштакетника шесть:
- Полиэстер — базовый защитный слой минимальной толщины, который сохраняет металл в течение примерно 20 лет.
- Матовый полиэстер — утолщенное полиэстеровое покрытие с рельефной поверхностью и ожидаемым сроком службы стали в 30 лет.
- Пурал — толстое многокомпонентное полимерное покрытие, которое обеспечивает евроштакетнику срок службы в 40–50 лет.
- Пластизол — очень толстое специфическое покрытие, которое устойчиво к механическим, химическим повреждениям, но плохо выдерживает УФ-излучение. Защищает металл от коррозии 30–50 лет в зависимости от условий окружающей среды.
- PVDF — прочное покрытие из поливинилфторида и акрила, которое обеспечивает металлу срок службы в 30–40 лет.
- Printech — особое многослойное покрытие, которое имитирует различные материалы: дерево, камень, бронзу и другие. Верхний защитный слой либо из полиэстера, либо из пурала, но из-за суммарной толщины покрытия прослужит сталь в любом случае не менее 30 лет.
Виды полимерных покрытий
Подробно о полимерных покрытиях, их особенностях, применении с наглядной сравнительной таблицей по характеристикам.
Большая часть евроштакетника покрывается различными видами полиэстера из-за лучшего соотношения цены и качества. Но если вы хотите, чтобы забор прослужил дольше и сохранял вид много лет, выбирайте материал, защищенный пуралом, или планки с покрытием Printech. Стоить они будут ощутимо больше, но разница в цене с лихвой окупится намного большим сроком службы ограждения.
Наверх ↑
Что в итогеВиды евроштакетника сильно различны по характеристикам и дизайну.
По профилю металлический штакетник бывает М-образным, П-образным, полукруглым, при этом прочнее округлые планки при сходном количестве ребер жесткости. Евроштакетник М-образный сложнее всего согнуть поперек, но из-за крепления только по центру, он может деформироваться продольно под воздействием сильного ветра.
Форма реза планки может быть прямой, трапециевидной или волнообразной. Штакетник фигурный металлический смотрится лучше, чем прямой, особенно если секция забора не прямоугольная.
В качестве защитного слоя могут использовать простую оцинковку, порошковую окраску, полимерное покрытие. Среди полимерных покрытий самое распространенное — полиэстер, а самое надежное — пурал или Printech.
Независимо от вида металлического штакетника, у него должны быть завальцованы боковые края. Это нужно для безопасной работы с ним, предотвращения травматизма детей, а также для снижения скорости развития кромочной коррозии.
Наверх ↑
Читайте по теме:
Штакетник металлический двухсторонний
Зачем нужен штакетник металлический двухсторонний? Насколько дороже он будет стоить по сравнению с обычным евроштакетником? Ответы со сравнительной таблицей — в статье.
Цвета металлического штакетника [20+ фото]
Основные цвета евроштакетника для забора с их описанием и примерами удачных сочетаний с другими материалами. Фотографии красивых ограждений.
Штакетник из профнастила
Узнайте, что такое штакетник из профлиста, чем он отличается от фабричного евроштакетника, когда его можно использовать и два способа его сделать своими руками.
Выбор евроштакетника для забора и сравнительная таблица характеристик
Обустройство забора требует ответственности не меньшей, чем строительство дома. Ограждение защищает от посторонних взглядов, уменьшает уровень шума и пыли, придает участку завершенный вид. Облик ограды также многое говорит о вкусе хозяина. Для установки надежного, долговечного забора необходимо правильно выбрать материал. Один из самых популярных — штакетник. Особенно высоким спросом пользуется евроштакетник, состоящий из металлических профилированных пластин.
Критерии выбора евроштакетника
Если изначально выбрать некачественный материал для установки забора, который часто привлекает низкими ценами, то в процессе эксплуатации, сколько его ни ремонтируй — прочности или эстетичности достичь не получится. Для долговечного и надежного забора лучше покупать евроштакетник, ориентируясь на:
- тип профиля;
- толщину металла;
- обработку краев;
- габариты;
- материал покрытия;
- внешние особенности;
- цену.
Главное, помнить, что экономия, может, и принесет выгоду конкретно сейчас, но аукнется большими расходами потом.
Тип профиля
Перед тем, как выбрать металлический штакетник, следует обратить внимание на профиль. Выпускается три вида: С-образный (полукруглый), П-образный и М-образный.
Полукруглая форма обеспечивает хорошие аэродинамические свойства штакетин. Она придает ограждению оригинальность. Крепятся планки двумя саморезами, что с одной стороны повышает расход крепежных элементов, но с другой — снижает вероятность повреждения ветром или срыва.
П-образная форма придает штакетине вид трапеции с плоскими ребрами. Для закрепления здесь также требуется по два самореза по бокам планки, что положительно отражается на прочности конструкции.
М-образная форма имеет плавный изгиб. Две гнутые рифленые поверхности придают изделию высокий уровень жесткости, что делает возможным крепление на один саморез. Однако при сильных порывах ветра существует риск сгиба такой штакетины по центру.
Завальцованный край
Выбирая, какой металлический штакетник лучше, обратите внимание на края планок. У дешевых штакетин обычно загнуты только углы. Лучший вариант изделий, у которых завальцованы все края — по всей длине с двух сторон. Вальцевание делает материал безопасным, предотвращая риск порезаться при монтаже или во время эксплуатации забора, а также повышает общую жесткость конструкции.
Устойчивость к нагрузкам
Перед тем, как выбрать евроштакетник для забора, следует определить ветровые нагрузки в регионе, к которым будет устойчиво ваше ограждение. Чтобы металлическому штакетнику не был страшен даже ураган, рекомендуется обращать внимание на:
- высоту профиля — чем она выше, тем прочнее планка, однако не стоит увлекаться, оптимальным вариантом считается 20 мм;
- количество ребер жесткости — кроме профильных изгибов планки оснащаются дополнительными желобками, повышающими прочность. Чем их больше, тем материал жестче;
- толщину металла — она может быть в диапазоне 0,35-0,5 мм;
- ширину штакетины — оптимальное значение 12 см.
Прочно крепятся профили закругленной и П-образной формы за счет крепления на два самореза.
Размеры штакетин
Оптимальная ширина штакетника — 110-130 миллиметров. Более узкий потребует большего количества планок, что увеличит итоговую сумму и затруднит монтаж. Более широкий повысит «парусность».
Какая высота штакетника подходит больше? Ориентируйтесь на монтажные особенности, цену и потребности. Если нет нужды в том, чтобы полностью закрыть участок от прохожих, лучше установить планки высотой 1,8 метров — это оптимальная высота, перекрывающая высоту уровня глаз человека. А также для крепления таких штакетин потребуется две горизонтальные поперечины, а не три,
Срок службы
На долговечность штакетника для забора влияет то, какое у него покрытие. Планок с простой оцинковкой хватает на 10-15 лет. Детали, покрытые дополнительно полиэстером, служат примерно 25-30 лет. Если требуется поставить забор и забыть о нем, лучше купить штакетины с покрытием из пурала или пластизола. Они обеспечивают невредимость даже в самых агрессивных условиях в течение 40-50 лет. Такие планки способны выдержать морской побережий ветер, перепады температур, кислотные дожди и куда более едкий микроклимат химических предприятий.
Дизайн и цвет
Евроштакетник позволяет выбрать любой цвет по каталогу RAL. Планки могут равномерно окрашиваться порошковыми красителями или покрываться слоем из полимерных материалов, имитируя, например, дерево. Поддерживается технология текстурирования, которая придает штакетнику визуальную неотличимость от натурального дерева. Такой вариант гармонирует с любым участком.
Чтобы придать ограждению ощущение воздушности, устанавливаются белые штакетины. Такие планки выглядят изящно, торжественно, особенно в сочетании с зеленью или цветами.
Придать экстерьеру оригинальность способны горизонтальные заборы в стиле ранчо. Цена их выше традиционных ограждений, но и облик более выигрышен.
Разнообразить ограду можно планками с полукруглым верхним резом, фигурными секциями, коваными элементами — например, на опорах.
Цены на металлический забор
На ограждении из металлических планок лучше не экономить. Однако если нужно уменьшить расходы, можно прибегнуть к:
- установке оцинкованных штакетин, которые на треть дешевле изделий с полимерным покрытием;
- покупке евроштакетника 1,8 метров и ниже, что позволит не устанавливать третью поперечину для опоры;
- монтажу более узких штакетин с широкими промежутками;
- формированию забора только из одного ряда, что снизит эстетичность обратной стороны (будут видны крепления), но уменьшит цену.
Покупать более тонкий материал или планки с тонким покрытием не рекомендуем — они быстро коррозируют.
Сравнение дорогого евроштакетника с дешевым — основные отличия
Дешевый штакетник отличается от дорогого не только ценником, но и:
- толщиной цинкового покрытия;
- количеством ребер жесткости;
- толщиной металла;
- шириной планок;
- видом покрытия;
- технологией производства.
По толщине покрытие разделяется на три типа: меньше 100 г/м2, от 100 до 180 г/м2, от 180 до 275 г/м2. Согласно европейским стандартам при оцинковании металла, количество цинка должно быть не менее 275 г/м2, однако далеко не все российские производители придерживаются этого правила. Продавцы, рекламируя дешевый металлический штакетник для забора, говорят о скидках, хотя на самом деле экономию дают не акционное снижение цен, а уменьшение цинкового покрытия до 50-60 г/м2. Устанавливать такой материал не очень выгодно даже на дачу, поскольку достаточно одной царапины, чтобы вокруг нее началась коррозия, портящая вид штакетин. Нередко из корыстных соображений масса цинка совсем не указывается.
Чем больше ребер жесткости, тем прочнее планки. Более жесткая конструкция способна лучше противостоять сильным ветрам, упавшим или облокотившимся о забор под тяжестью плодов веткам, перепрыгивающим через ограду котам и собакам, что для частного сектора явление очень частое. Однако с количеством усиливающих желобков растет и цена.
Стандартная толщина металла — 0,35-0,5 мм. Более тонкие профили легко гнутся при малейших воздействиях, хоть и будут дешевле.
Чем шире планки, тем больше металла на них уходит, а значит, увеличивается цена. Экономить на ширине нет смысла, потому что, покупая узкие штакетины, придется устанавливать их чаще, число планок увеличится, возрастет расход крепежей, а значит, расходы окажутся примерно одинаковыми.
Дешевые штакетины не имеют полимерного покрытия, они только оцинковываются. Новые планки выглядят яркими, блестящими, но спустя некоторое время тускнеют, ржавеют, теряют прочность. Более выигрышно смотрится евроштакетник с односторонним полимерным покрытием. Поскольку вторая сторона остается менее защищенной, срок службы также сокращается, что и отражается невысокой ценой. Более дорогие штакетины обрабатываются покрытием «Принтек» под дерево, двусторонним полиэстером, пластизолом, пуралом или порошковой краской. Эти материалы продлевают срок службы забора до полувека. Ознакомиться с такой продукцией, подобрать необходимый цвет, профиль и толщину металла вы можете в нашем каталоге Водостокстрой.
В каталог
Цена штакетника зависит от оборудования на производстве, где он изготавливался. Более качественную вальцовку дают длинные прокатные станы с большим количеством роликов. Чем меньше длина стана, чем дешевле оборудование, тем ниже цена планок, но и хуже качество.
Сравнение металлического с деревянным штакетником
Нередко владельцы дач или частных домов выбирают между деревянным или металлическим штакетником. Металлический тип произошел от деревянного, поэтому внешне они схожи, но различаются характеристиками и, конечно же, материалом производства.
Плюсы и минусы деревянного забора
Забор из деревянных реек — настоящая классика. Преимущества:
- возможность придать дереву любую форму;
- возможность наносить краски любых оттенков, обилие лакокрасочных материалов;
- эстетика натуральной древесной текстуры — волокна и узоры хорошо смотрятся на всех участках;
- сочетание с деревянными срубами, большинство архитектурных стилей.
Однако недостатки способны перечеркнуть все достоинства:
- дерево быстро рассыхается, трескается, перекашивается, теряет вид от воздействия дождей, солнца, ветра, температурных перепадов, насекомых — для поддерживания вида приходится постоянно его подкрашивать, обрабатывать пропитками;
- дерево хорошо горит;
- деревянные жердины служат около 10 лет;
- хорошие, более долговечные породы дерева стоят очень дорого.
Плюсы и минусы металлического забора
Заборные планки из металла выделяются следующими преимуществами:
- отсутствие коррозии при выборе евроштакетника с хорошим цинковым покрытием и полимерной обработкой;
- тонкие профили в сложенном виде не занимают много места, они легкие, что упрощает транспортировку и монтаж;
- крепить металлические штакетины легче, чем деревянные;
- евроштакетник сразу готов к установке, его не приходится дополнительно обрабатывать;
- забор покрашен сразу, на этапе производства, регулярной подкраски он тоже не требует, если выбрано качественное полимерное покрытие или порошковая краска;
- износоустойчивость — забор способен справиться с любыми ветрами и непогодой;
- абсолютная негорючесть;
- многообразие форм профиля, вариантов оформления, цветов, текстур и т. д.
Единственный недостаток — металлические заборы слабо сочетаются с деревянными домами. Однако проблема решается выбором штакетин, оформленных под дерево.
Сравнительная таблица характеристик
Для удобства мы сравнили характеристики штакетника из дерева и металла в таблице.
Характеристика | Металл | Дерево |
Эстетичность | Заборы одинаково привлекательны | |
Прочность | Высокая | Средняя |
Пожароопасность | Полная негорючесть | Легко воспламеняется |
Требовательность к уходу | Уход не нужен | Необходима регулярная подкраска |
Сложность установки | Простая | Средняя или высокая в зависимости от конфигурации |
Цена | Сопоставима | |
Долговечность | В зависимости от покрытия от 10 до 50 и более лет | Редко превышает 10 лет |
Металлический вариант выигрывает по большинству пунктов.
Какой в итоге штакетник выбрать и где купить
Таким образом, штакетник из оцинкованного металла, особенно с полимерным покрытием —альтернатива для более традиционных материалов забора. Характеристики зависят от того, какой тип планок вы выберите.
Популярные решения евроштакетника на любой бюджет и вкус предлагает наша компания «Водостокстрой». У нас собственное производство, поэтому самостоятельно изготавливаем штакетник для ограждения, контролируем все этапы производственного процесса, знаем о тонкостях выбора. Для помощи с выбором обращайтесь к нашим консультантам. Высокое качество, соответствие стандартам и эстетичность результата гарантируем.
Консультация
Какой евроштакетник для забора лучше выбрать
Что такое евроштакетник?
Штакетником называется ограждение, которое состоит из отдельных планок, установленных на каркас. Обычно между ними есть зазор, но это необязательно: например, в заборе типа «шахматка» штакетины устанавливаются в два ряда, так что просветы остаются минимальными. Их хватит для того, чтобы пропустить на территорию свет и воздух, но не взгляды посторонних.
Классический материал для монтажа забора из штакетника — древесина: это милые деревенские ограждения, которые можно увидеть почти во всех сёлах. Евроштакетником — или металлоштакетником — зовётся вариант из тонкой оцинкованной стали, обычно покрытый полимерной краской. Также заборы изготавливаются из пластика, хоть и значительно реже.
Характерная особенность евроштакетника — наличие профиля, образующего «волны». У него не только и не столько декоративное назначение, сколько задача делать ограждение крепче. Волны-гофры упрочняют тонкие листы металла, как и в случае с профилированным листом.
Виды евроштакетника: по типу профиля
В России популярнее всего металлоштакетник для заборов трёх типов: П-образный, М-образный и Р-образный.
П-образный — прямоугольный профиль, который крепится к каркасу на саморезы двумя «плечами». По центру обычно продавлено одно ребро жёсткости, но у более дорогих вариантов их может быть вплоть до 30. Принцип тут прост: чем больше «желобков», тем лучше материал выдерживает нагрузку.
М-образный в разрезе напоминает букву «М»: глубокий «желоб» по центру как бы делит его на две волны. Углублённое профилирование делает сам материал прочнее на изгиб, но, в отличие от П-образного, штакетина крепится к каркасу только одним саморезом, и если на территории дуют сильные ветра, края могут слегка приподниматься.
Р-образный в действительности имеет полукруглую форму. Он представляет из себя то же самое, что П-образный, только вместо прямоугольного профиля сделан покатым, при этом покатая часть может быть профилирована произвольным количеством неглубоких «желобков». Чем их больше, тем штакетина прочнее на излом. За счёт крепления двумя саморезами с боков устойчив к порывам ветра.
Какой вариант выбрать? Зависит от типа ограды. Например, если вы строите забор между дачными участками высотой около 1,5 метров, то подойдёт самый дешевый металлоштакетник с минимальным количеством рёбер жёсткости. Ветровая нагрузка на меже невелика, кроме того, такой евроштакетник не будет затенять ни соседский, ни ваш участки. Если вы собираетесь огораживать территорию и хотите, чтобы забор был прочный, надёжный и оберегал собственность от посторонних, желательно взять более капитальный вариант. Идеально — усиленные П- или Р-образные планки с 10–30 рёбрами жёсткости. В сочетании с заглубленным прочным каркасом это даст превосходную защиту от посторонних. И срок эксплуатации такого забора из евроштакетника будет очень высоким — около 50 лет.
Виды евроштакетника: по типу кромки
Следующий важный пункт выбора — то, как выглядит верхняя кромка штакетника. Здесь варианта всего два: прямой и фигурный.
Какой вариант выбрать? Это зависит исключительно от ваших эстетических предпочтений. Тип реза на влияет на практические характеристики забора из металлического штакетника. Прямой будет таким же прочным, как волнообразный или трапециевидный.
Виды евроштакетника: по типу покрытия
Следующий пункт — то, какое покрытие используется в обработке штакетин. Изначально металл под забор выпускается с оцинкованным покрытием. Цинк придаёт стали антикоррозионные свойства: она сама по себе защищена от ржавчины при условии, что цинковое покрытие не нарушено. «Голая» оцинковка выглядит как оттенок «серебристый металлик».
Впрочем, простая оцинковка редко используется в монтаже заборов. Срок её эксплуатации ниже, чем у металлоштакетника с заводской порошковой окраской или полимерным покрытием, задача которых — не только делать покрытие красивее, но и защищать его от агрессивных воздействий окружающей среды.
Если с оцинкованным и порошковым покрытием всё более-менее понятно, то с полимерным дела обстоят немного сложнее. Сталь могут обрабатывать разными материалами и по разным технологиям, среди которых выделяют:
полиэстер, самый базовый и доступный, который также представлен в матовом варианте. Срок эксплуатации — 20–30 лет;
пластизол — специфическое «промышленное» покрытие, которое обычно используется на объектах, расположенных в сложных и суровых климатических зонах. Довольно толстое и жёсткое, срок службы — от 30 до 50 лет;
пурал также относится к довольно толстым и многокомпонентным покрытиям. Служить он будет от 40 до 50 лет без выгорания и растрескивания, конечно, при условии, что нанесен правильно;
PVDF — сочетание акрила и поливинилфторида, очень долговечный и надёжный полимер, который прослужит около полувека без всяких проблем;
Printech — печать, покрытая сверху полиэстером или пуралом. Используется для того, чтобы создавать на евроштакетнике имитацию древесины или камня. Как и в случае с обычным цветом, печать не стирается со временем, хорошо противостоит осадкам, ультрафиолету, механическим повреждениям.
Какой вариант выбрать? Стандартный полиэстер для заборов однозначно обойдётся дешевле, это хороший бюджетный вариант для средней полосы, который неплохо выдерживает все капризы погоды. Однако если требуется вариант попрочнее, то лучше брать пурал — он обойдётся дороже, но и прочность его значительно выше. Покрытие Printech, пожалуй, самое дорогое, однако с его помощью можно создать достойную имитацию классического деревянного штакетника.
Рекомендации по выбору евроштакетника для забора
Что ещё стоит учитывать, задаваясь вопросом, какой евроштакетник для забора лучше выбрать? С формой, резом и покрытием всё понятно, но важно помнить и о других переменных.
На поверхности не должно быть царапин, повреждений, сколов, заусенцев. Они влияют на антикоррозионные свойства металлоштакетника. Всего одна «травма» способна запустить ржавчину.
Равномерность окрашивания. Желательно покупать весь штакетник сразу, у одного производителя и из одной партии. Цвета могут слегка различаться — вроде бы незначительно, но всё равно влияя на эстетичность.
Нужно внимательно смотреть на сопроводительные документы и на целостность упаковки, если вы покупаете материалы самостоятельно. Впрочем, эту задачу всегда можно перепоручить компании при заказе заборов из евроштакетника «под ключ». Проверенные компании закупаются у производителей, которые давно на рынке, поэтому им, как правило, можно доверять.
EUROSTUDENT социальное измерение европейского высшего образования
Характеристики национального студенческого населения
EUROSTUDENT собирает информацию о характеристиках учащихся, в том числе о возрасте, семейном положении, поле, миграционном происхождении и инвалидности. Эта информация помогает нарисовать картину разнообразия студенческого населения в Европе, которое сильно различается по многим из этих характеристик. Например, средний возраст между двумя странами с самым молодым и самым старым студенческим контингентом в последнем туре EUROSTUDENT отличается почти на восемь лет!
См. публикации о характеристиках национальных студенческих контингентов.
Переход в высшее образование и в рамках высшего образования
Анализ различных путей доступа и путей перехода к высшему образованию в разных странах Европейского пространства высшего образования дает представление о степени открытости систем. Сколько студентов взяли продолжительный перерыв между окончанием школы и поступлением в высшие учебные заведения? В какой степени используются альтернативные пути получения высшего образования, такие как признание компетенций? Данные EUROSTUDENT позволяют рассмотреть эти и подобные вопросы для разных типов студентов. Данные EUROSTUDENT также показывают переходы между программами первого и второго уровня.
См. публикации о переходе в высшее образование и в рамках высшего образования.
Виды и формы обучения
В этом разделе рассматриваются несколько различных аспектов. С одной стороны, простая информация о зачислении на различные программы обучения (короткий цикл, бакалавриат, магистратура и т. д.), области обучения, типы высших учебных заведений и формальный статус обучения (заочное или очное) обеспечивает обзор, а также фон для других анализов. С другой стороны, субъективные оценки качества учебы и информация о перерывах в учебе, а также их причинах дают представление об оценке студентами своей учебной ситуации.
См. публикации по видам и формам обучения
Бюджет времени студентов
Сколько времени студенты тратят на лекции, учебу и работу в странах EUROSTUDENT и насколько они удовлетворены использованием своего времени? Еженедельное использование времени различными студенческими группами может быть исследовано под этим заголовком. Особый интерес представляет соотношение между временем, которое студенты могут потратить на учебу, и временем, которое они тратят на оплачиваемую работу. Предыдущие результаты, например, показывают, что увеличение времени, затрачиваемого на оплачиваемую работу, связано со временем, затрачиваемым на учебу.
См. публикации о бюджете времени студентов
Трудоустройство студентов
Подробнее об оплачиваемой работе студентов можно узнать в этой теме. Сколько студентов имеют оплачиваемую работу? Каковы причины для работы? А сколько зарабатывают студенты? Такие вопросы, как и многие другие, можно анализировать, опираясь на данные EUROSTUDENT по этой теме.
См. публикации о трудоустройстве студентов
Студенческие ресурсы
В этой теме анализируются различные источники дохода, доступные учащимся (государственная поддержка, поддержка родителей, денежные переводы в натуральной форме, собственные заработки). Какой доход имеют студенты? Какие источники используют студенты для финансирования учебы? Результаты показывают различные модели и схемы финансирования исследований в Европе. EUROSTUDENT также показывает, в какой степени студенты в настоящее время испытывают финансовые трудности – в прошлом туре они серьезно или очень серьезно затронули около четверти студентов.
См. публикации на Студенческих ресурсах
Расходы студентов
Чтобы дополнить данные о доходах студентов в предыдущей теме, EUROSTUDENT также собирает информацию об основных расходах студентов. Как студенты тратят свои деньги? Особый интерес представляют вопросы стоимости проживания и платы за обучение.
См. публикации о расходах студентов
Жилищная ситуация
Ситуация с жильем для студентов весьма разнообразна в Европе и во многом зависит от возраста студентов. В то время как большинство студентов живут со своими родителями во многих странах, конечно, также встречаются и другие формы жилья, такие как студенческое общежитие, проживание с друзьями/в совместном жилье или проживание с партнером и/или детьми. Помимо рассмотрения различных форм размещения, данные EUROSTUDENT также предоставляют информацию об оценке студентов и их удовлетворенности своей жизненной ситуацией.
См. публикации о жилищной ситуации
Международная студенческая мобильность
Студенческая мобильность долгое время была в центре внимания EUROSTUDENT. Помимо информации о различных видах мобильности, которые студенты испытали во время учебы (например, о продолжительности, месте назначения, финансировании, организации и т. д.), EUROSTUDENT также исследует причины отказа от выезда за границу во время учебы, спрашивая студентов о препятствиях, с которыми они сталкиваются. В текущем раунде EUROSTUDENT впервые будут доступны подробные данные о стажировках за рубежом.
См. публикации о международной студенческой мобильности
Планы на будущее и оценка
Поскольку EUROSTUDENT проводит опрос учащихся напрямую, имеющиеся данные отражают не только статистические факты, но и дают дополнительную информацию об оценке учащимися своего текущего и будущего положения. Во всех темах мы стремимся напрямую учитывать точку зрения учащихся на актуальные темы, например. попросив их оценить качественные аспекты своего обучения или предложив им выразить свое удовлетворение уровнем поддержки, которую они получают. Таким образом, EUROSTUDENT надеется предоставить многомерное представление о социальных и экономических условиях жизни студентов.
См. публикации о планах на будущее и оценке
Социально-экономические условия студенческой жизни в Европе
%PDF-1.6 % 1 0 объект > эндообъект 3 0 объект >/Шрифт>>>/Поля[]>> endobj 7 0 объект >поток application/pdf
Развивающееся социальное измерение европейского пространства высшего образования
- Список журналов
- Коллекция чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения Nature
- PMC7653267
Европейское пространство высшего образования: вызовы нового десятилетия. 2020, 26 июля: 147–160.
Published online 2020 Jul 26. doi: 10.1007/978-3-030-56316-5_11
PMCID: PMC7653267
Guest Editor (s): Adrian Curaj, 1 Ligia Deca, 2 and Remus Pricopie 3
1 Кафедра ЮНЕСКО по науке и инновационной политике Национального университета политических исследований и государственного управления, Бухарест, Румыния
2 Европейская комиссия, Брюссель, Бельгия
3 Национальный университет политических исследований и государственного управления Администрация, Бухарест, Румыния
Адриан Курай, электронная почта: [email protected].
Информация об авторе.
4 и 5
Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензиях Заявление об отказе от ответственности
Термин «социальное измерение» был придуман в первые годы Болонского процесса (БП). Хотя этот термин упоминался в первых текстах министерских коммюнике, сам термин не имел четкого определения до 2007 года. Оглядываясь назад, это, возможно, можно было бы считать недосмотром. Однако более вероятным объяснением является то, что термин был выбран преднамеренно, оставляя открытые возможности для национальных и институциональных действий и в то же время не обязывая страны ни к чему конкретному.
…студенты, поступающие, участвующие и заканчивающие высшие учебные заведения на всех уровнях, должны отражать разнообразие нашего населения» (Болонский процесс Болонский процесс 2007a)
Социальное измерение – это термин, придуманный в первые годы Болонский процесс (БП). Хотя этот термин упоминался в первых текстах министерских коммюнике, сам термин не имел четкого определения до 2007 года. Оглядываясь назад, это, возможно, можно было бы считать недосмотром. Однако более вероятным объяснением является то, что термин был выбран преднамеренно, оставляя открытые возможности для национальных и институциональных действий и в то же время не обязывая страны ни к чему конкретному. В первые годы формирования политики Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) использование термина «измерение» действительно было сигналом стремления в довольно слабо определенной области политики. Таким образом, наряду с «социальным измерением» в болонских документах (коммюнике и отчеты рабочих групп) можно найти ссылки на «европейское измерение» высшего образования, а также на «международное измерение», а также на «внешнее измерение». » Болонского процесса. Ни один из этих терминов не сопровождался четкими определениями.
Важный момент для социального измерения Болонского процесса наступил в 2007 г., когда в Лондоне министры высшего образования приняли рекомендуемое определение рабочей группы, которой было поручено обдумать, как следует развивать политику в этой области. Они определили цель политики социального измерения в том, чтобы «90 167 студентов, поступающих, участвующих и заканчивающих высшие учебные заведения на всех уровнях, отражали разнообразие нашего населения 90 168» (Болонский процесс, 2007a). Это определение продолжает оставаться действительным и актуальным ориентиром. Это определение включает в себя четкую, желательную цель — представление разнообразия населения. Это также влечет за собой процесс достижения цели, т.е. разработка и внедрение политики и практики (Болонский процесс 2007b). Самое главное, установление этого определения внесло ясность в дискуссии.
Все, что было написано в последующих коммюнике и текстах политики ЕПВО, взято из отчета Рабочей группы 2007 г. и определения Лондонского коммюнике, а иногда и повторяется. Таким образом, « Контингент студентов высших учебных заведений должен отражать разнообразие населения Европы (Болонский процесс, 2009 г.)», « Контингент студентов, поступающих и заканчивающих высшие учебные заведения, должен отражать разнообразие населения Европы (Болонский процесс, 2012 г.)», «…. Студенты, поступающие и заканчивающие европейские высшие учебные заведения, должны отражать разнообразие населения Европы . ..(Болонский процесс, 2018 г.)»
В некоторых последующих коммюнике основное внимание уделяется приверженности разработке и реализации национальных стратегий (Болонский процесс, 2009 г., 2012 г.) в то время как другие уделяют особое внимание другим аспектам. Например, роль высшего образования в построении инклюзивных обществ находится в центре внимания Ереванского коммюнике 2015 года. В этом документе министры соглашаются ‘ повысить социальную составляющую высшего образования, улучшить гендерный баланс и расширить возможности доступа и завершения, включая международную мобильность, для студентов из неблагополучных семей »(Болонский процесс, 2015 г.). В коммюнике также подчеркивается гибкие пути обучения и включение различных типов учащихся путем поощрения обучения на протяжении всей жизни и признания предшествующего обучения.
Хотя ответственность лежит на странах и учреждениях, тем не менее, в течение Болонского периода в дискуссиях на европейском уровне произошли важные события. Несмотря на то, что каждой стране предоставлено право определять конкретные параметры недопредставленности в своем конкретном контексте, европейская дискуссия потребовала определения некоторых широких категорий недопредставленных групп. Эти категории могут также соответствовать представлениям об обездоленных или уязвимых учащихся в национальном контексте и обычно включают людей с низким социально-экономическим положением (определяемых по низкому доходу или низкому уровню образования родителей), пола, инвалидности и статуса иммигранта или меньшинства. Также часто включаются зрелые студенты. Европейские дискуссии также признают, что учащиеся из определенных географических регионов могут оказаться в невыгодном положении, особенно в изолированных сельских районах или районах с высоким уровнем социальной депривации в городах, и что недостаточное представительство также связано с недостаточной квалификацией формального образования для поступления в высшие учебные заведения.
Эти категории недопредставленных, уязвимых или находящихся в неблагоприятном положении групп не являются отдельными, дискретными образованиями. В реальной жизни они сочетаются как характеристики отдельных граждан, и недопредставленность может проявляться в сочетании этих различных факторов. Таким образом, человек с низким социально-экономическим статусом также будет иметь пол, может быть выходцем из зоны социальной депривации, может быть мигрантом или иметь инвалидность, и все эти факторы в совокупности будут играть роль в формировании или ограничение возможностей в конкретном контексте. В рамках Болонского процесса основная дискуссия сосредоточена на необходимости разработки стратегий и действий по улучшению доступа, участия и получения высшего образования для членов этих групп.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы представить обзор способов, с помощью которых вопросы под общим термином «социальное измерение» были концептуализированы и решены политикой высшего образования на протяжении Болонского процесса. В нем также рассматриваются проблемы, которые предстоит решить для улучшения социальной реальности в европейском высшем образовании, и представлены документы, которые были отобраны для проведения углубленного исследования различных аспектов социального измерения.
Несмотря на обсуждение и приверженность национальным стратегиям и планам действий (Болонский процесс 2007a), лишь немногие страны действительно предприняли сознательные усилия по разработке подлинно социальных стратегий в Европейском пространстве высшего образования. Ирландия, пожалуй, самое заметное исключение из этого общего правила. Здесь последовательность стратегий политики высшего образования постоянно включала инклюзивность и расширение участия в качестве целей политики высокого уровня на протяжении всего Болонского периода. В стране также разработаны меры поддержки, ориентированные на учащихся из недостаточно представленных групп, особенно на учащихся зрелого возраста, учащихся из сообщества путешественников и учащихся с ограниченными возможностями. Ирландия также внедрила качественные системы мониторинга для отслеживания воздействия политики, измеряя показатели завершения и отсева для конкретных недостаточно представленных групп. (Департамент образования и навыков, Дублин, 2011 г. )
Внимание к социальной интеграции не помешало другим политическим инициативам. Напротив, стратегия Ирландии полностью связана с другими тенденциями в обучении и преподавании, исследованиях и инновациях, вовлечении сообщества и интернационализации. Действительно, подход страны предлагает хорошую модель для более широкого обязательства ЕПВО, готовящегося к Римскому коммюнике 2020 года, чтобы сделать социальное измерение основным обязательством, на котором будет строиться вся будущая политика.
Другие страны также предлагают интересные модели. В частности, страны Северной Европы демонстрируют модель социальной справедливости, которая пронизывает высшее образование. Наиболее отчетливо это видно по типу финансовых мер, которые используются для поддержки студентов. В отличие от почти всех других европейских систем плата за обучение не взимается с национальных и европейских студентов. Эта политика также распространяется в некоторых странах на всех иностранных студентов, но в последние годы такие страны, как Дания и Швеция, ввели плату для студентов из-за пределов Европы. (Европейская комиссия/EACEA/Eurydice 2018)
В дополнение к отсутствию платы, очень большая часть студентов получает гранты, размеры которых обычно корректируются в зависимости от социально-экономического положения каждого студента. Таким образом, государственные инвестиции являются значительными и осуществляются в основной форме.
Одним из важных аспектов этой скандинавской модели является то, что не определены конкретные группы. Предоставляя щедрые условия и поддержку всем учащимся, учащиеся, находящиеся в неблагоприятном или уязвимом положении, также получают достаточную поддержку и не подвергаются стигматизации.
Хотя одним из основных преимуществ этой модели является присущая ей инклюзивность, ее самый существенный недостаток заключается в том, что невозможно узнать, сколько учащихся из недостаточно представленных, обездоленных или уязвимых групп действительно получают поддержку. Поскольку понятие групп является анафемой для системы, предназначенной для поддержки всех, сохраняется возможность сохранения скрытого неравенства без принятия конкретных мер для его устранения.
Почти все другие европейские системы высшего образования используют другой подход к финансированию студентов. Чаще всего страны взимают плату за обучение с некоторых студентов, но предоставляют скидки или льготы для студентов, которые считаются «неблагополучными». Это относится к учащимся с низким социально-экономическим положением и учащимся, принадлежащим к различным недостаточно представленным группам, таким как учащиеся с ограниченными возможностями, этнические меньшинства, сироты или, в некоторых странах, дети жертв войны. Отмена или снижение платы за обучение по социально-экономическим критериям обычно касается относительно небольшой части студентов.
Ряд стран с переходной экономикой, таких как Латвия, Литва, Венгрия, Румыния, Босния и Герцеговина, Сербия и Северная Македония, используют критерии, основанные на заслугах, при дифференциации платы, уплачиваемой абитуриентами дневных отделений высших учебных заведений. В этих странах, в зависимости от успеваемости в старших классах средней школы и/или результатов вступительных испытаний, учащиеся начинают обучение в высших учебных заведениях в одной из двух групп: «финансируемая государством» группа, включающая более успевающих студентов, которые не платят за обучение или оплачивают только небольшие административные сборы, а также группу «самофинансирующихся» студентов, которые покрывают (полностью или частично) свои расходы на обучение. В зависимости от страны самофинансирующиеся студенты могут составлять от 30% до 60% студентов.
Еще больше стран используют критерии, основанные на заслугах, для выделения грантов. Согласно данным Eurydice, в 22 системах высшего образования гранты присуждаются либо на основе результатов обучения во время учебы в вузе, либо на основе результатов средней школы или результатов вступительных испытаний.
Такой подход к финансированию студентов, основанный на заслугах, кажется слепым к тому факту, что он вознаграждает предыдущие социальные и образовательные преимущества. Тем не менее, исследования постоянно показывают, что учащиеся из семей, где родители сами получили высшее образование, имеют больше возможностей для доступа к высшему образованию. Таким образом, освобождение от оплаты и гранты на основе критериев, основанных на заслугах, укрепляют социальные преимущества и неравенство.
Одна из причин, по которой финансирование студентов на основе заслуг не может быть важной проблемой социальной справедливости для граждан или политиков, заключается в том, что почти все страны также имеют параллельную поддержку, которая определяется на основе потребностей. Действительно, Эвридика показывает, что в 32 системах высшего образования существуют гранты, которые отдают предпочтение социально или экономически неблагополучным студентам.
В то время как финансирование студентов считается важным аспектом социального измерения, существует мало доказательств того, что конкретные подходы к финансированию эффективны для расширения участия. Соединенное Королевство представляет собой интересный пример в этом отношении, поскольку в Англии (и, в меньшей степени, в Уэльсе и Северной Ирландии) действует система, в которой высокие сборы (ограниченные 9 фунтами стерлингов)250/10 000 евро в год) взимается со всех студентов. Однако эти сборы выплачиваются только после того, как студент заканчивает обучение и когда он или она зарабатывают выше определенного порога дохода. В сочетании с этими сборами студенты могут брать кредиты, которые также должны быть погашены после окончания учебы. Таким образом, большинство будущих студентов начинают свои учебные программы, зная, что у них будет высокий уровень долга.
Хотя эта система переносит часть расходов на высшее образование с государства на отдельных лиц, она также была разработана с функциями поддержки недостаточно представленных групп. Действительно, высшие учебные заведения должны подписывать соглашения о доступе, направленные на обеспечение равных возможностей для студентов из малообеспеченных и других недостаточно представленных групп, а также на повышение уровня удержания. Таким образом, часть платного финансирования перераспределяется между малообеспеченными и другими недостаточно представленными группами посредством конкретных мер на институциональном уровне, в то время как высшие учебные заведения также принимают другие меры с точки зрения предоставления услуг для поддержки обездоленных студентов.
Шотландия, которая несет полную ответственность за свою систему образования, применяет совершенно иной подход к финансированию студентов. Плата за краткосрочное высшее образование и высшее образование первого цикла не взимается с шотландских и европейских студентов, за исключением студентов из остальной части Соединенного Королевства. Между тем, сочетание грантов и кредитов поддерживает студентов из неблагополучных семей.
Интересно, что нет четких доказательств того, что один подход оказывает более положительное влияние, чем другой, на расширение участия учащихся из недостаточно представленных групп. Фактические данные скорее свидетельствуют о том, что факторы, влияющие на участие недопредставленных и обездоленных групп, лежат глубже, чем финансирование. Другими словами, если финансирование на уровне высшего образования является основным механизмом, используемым для расширения участия, то успех, вероятно, будет ограниченным.
Австрия и Румыния – страны, предпринявшие в последние годы попытки применить более широкий стратегический подход к вопросам социального измерения. Таким образом, эти страны являются предметом сравнения опыта в статье Тороткой. Австрия установила долгосрочные цели по расширению участия недостаточно представленных групп и поставила несколько целей для различных социальных групп. (BMWFW 2017) Все представители заинтересованных сторон принимали участие в определении и разработке целей, и, по-видимому, широко распространено понимание основного обоснования действий. Однако Тороткой демонстрирует, что другие национальные стратегии и политика противоречат целям стратегии социального измерения высшего образования, и, следовательно, вероятность глубоко укоренившихся изменений снижается.
В отличие от этого, румынские университеты работали индивидуально над определением своей стратегии социального измерения, а затем объединялись посредством взаимодействия с заинтересованными сторонами. Однако до сих пор улучшение социального измерения не оказалось достаточно сильным мотивирующим фактором для формирования университетами подлинной критической массы. Для достижения согласия в отношении направления такой политики социальной интеграции потребуются более широкие дебаты и более активное участие общества. В эти дебаты необходимо вовлечь участников социальной политики из ряда секторов и различных ответственных государственных министерств.
Одной из основных проблем исследований в этой области является то, что они часто ограничивались изучением политических мер, принимаемых на уровне высшего образования. Есть много рациональных причин для этого исследовательского выбора. Среди них тот факт, что разработка политики часто дифференцирована по секторам в национальных системах. В то время как в некоторых правительствах есть министерство, ответственное за все аспекты системы образования, во многих странах министерство несет ответственность за школьное и высшее образование. Более того, даже в более унифицированных системах административное деление может способствовать разделению сфер деятельности в высшем образовании.
В одном важном исследовании (Orr et al. 2017) изучалось влияние систем приема на результаты высшего образования, включая возможности доступа, а также успешного завершения программ на получение степени. Это исследование показало, что прием лучше всего рассматривать как процесс, который развивается через отношения между различными частями системы образования. Так, в некоторых странах тот факт, что значительная часть учащихся неполного среднего образования может быть направлена на образовательные траектории, не обеспечивающие доступа к высшему образованию, является этапом определения того, кто может и не может быть принят в высшие учебные заведения. Подразумевается, что если повестка дня социального измерения должна быть последовательной, она должна учитывать, как можно реформировать такого рода системную функцию, чтобы обеспечить равенство во всей системе образования. Этот подход будет применяться начиная с воспитания и ухода за детьми младшего возраста, заканчивая начальным и средним образованием, а также высшим образованием.
Гендер – это еще один аспект социального измерения, который иллюстрирует сложность принятия мер только на уровне высшего образования. Отчет о реализации Болонского процесса за 2018 год показывает, что области обучения сильно различаются по полу. Женщины составляют почти 80% студентов первого цикла, изучающих предметы, связанные с образованием, здравоохранением и социальным обеспечением, но менее 20% студентов, изучающих информационные и коммуникационные технологии. (Европейская комиссия/EACEA/Eurydice 2018)
Эта реальность формируется нашим обществом, начиная с дошкольного образования. Без осознания гендерной дифференциации и действий по последовательному решению этой проблемы во всем обществе мало надежды на то, что модель участия в программах высшего образования изменится. Действительно, вопрос о том, может ли реформа политики в области высшего образования существенно повлиять на этот вопрос, остается спорным.
Высшее образование также является сектором, который часто кажется более реактивным, чем проактивным перед лицом определенных социальных событий. Одним из примеров являются демографические изменения. С 2010 года во многих системах ЕПВО, в частности в Украине, Казахстане, Эстонии, Польше, Румынии, Словении, Словакии и Литве, наблюдается снижение числа учащихся, покидающих среднюю школу и желающих получить доступ к высшему образованию. (European Commission/EACEA/Eurydice 2018)
Этот демографический спад мог стать катализатором для политиков и высших учебных заведений, которые внесли новшества в корректировку своего предложения. Такая инновация могла бы, например, включать в себя изучение возможностей привлечения новых потенциальных учащихся в высшие учебные заведения. Можно было бы изучить вопрос о приеме на основе признания предшествующего обучения или других критериев, кроме достижения полного среднего образования. В качестве альтернативы страны могли бы инвестировать в подготовительные программы для развития базовых знаний, навыков и компетенций у более зрелых лиц, возвращающихся в высшие учебные заведения.
Примечательно, однако, что ни одна из упомянутых выше стран не предприняла шагов для такой адаптации своей системы. (Европейская комиссия/EACEA/Eurydice, 2018 г.) Скорее, они остаются верными предлагаемой модели высшего образования. В то время как может обсуждаться вопрос о расширении доступа среди типичной возрастной группы с высшим образованием, об изменении характера предлагаемой программы практически не задумывались.
В двух статьях этого раздела рассматривается то, как политика социального измерения влияет на недостаточно представленные группы в разных частях Европы. Тороткой и др. изучить вопрос о том, продемонстрировали ли существующие меры политики успех в расширении участия недопредставленных групп. Анализируя исследования в этой области, становится ясно, что на этот вопрос нет однозначного ответа. Точно так же, как разные характеристики объединяются в единой идентичности любого данного гражданина, так и различные факторы влияют на воздействие действий и мер в любом конкретном контексте. Услуги руководства и консультирования, например, могут быть очень эффективными для поддержки определенных студентов в доступе к высшему образованию и учебе. Однако качество этих услуг, их способность выявлять учащихся, нуждающихся в поддержке, и множество других факторов могут повлиять на их эффективность. Точно так же финансовая поддержка студентов из неблагополучных семей интуитивно может быть признана необходимой мерой для поддержки тех студентов, у которых мало финансовых ресурсов, для участия в высшем образовании. Однако, если это изолированное политическое действие, которое не дополняется другими элементами стратегии расширения участия, то маловероятно, что оно будет стимулировать существенные изменения. Еще одна проблема, выявленная в этом документе, заключается в том, что политика часто может разрабатываться без достаточного внимания к мониторингу, необходимому для оценки ее воздействия.
Результаты этой работы подчеркивают сложность понимания реальности, разработки эффективной политики и оценки воздействия. Исследование подтверждает огромную потребность в качественных данных и исследованиях для улучшения понимания социальной реальности, а также для разработки и уточнения более эффективных политических мер.
Брукс и др. подойти к вопросу о потребностях политики в этой области с точки зрения учащихся и сотрудников. В исследовании изучается, как сотрудники и учащиеся воспринимают влияние социальных характеристик на опыт высшего образования. Они делают это с помощью исследовательского проекта, ориентированного на субъективное восприятие сотрудниками и учащимися социальных характеристик в семи европейских странах. В исследовании используются обсуждения в фокус-группах, чтобы выявить ряд интересных результатов. Примечательным среди них является то, что восприятие социальной реальности сотрудниками и студентами существенно различается. В то время как сотрудники могут осознавать определенные характеристики студенческого контингента — в частности, характеристики, которые часто фигурируют в национальной политике и обсуждениях в СМИ, — они часто, по-видимому, не знают о других. Студенты, с другой стороны, по-видимому, имеют более высокий уровень осведомленности о различных социальных характеристиках своих сверстников, а также о влиянии, которое эти характеристики могут иметь. Таким образом, в дискуссиях со студентами, как правило, рассматривался более широкий круг факторов, чем в дискуссиях с персоналом. Исследование также выявило значительные национальные различия в восприятии влияния социальных характеристик на возможности доступа к высшему образованию. В частности, в Польше, которая была единственным примером постсоветской страны с переходной экономикой в выборке, широко распространено мнение, что проблема недопредставленности не требует решения.
Эти результаты дают дополнительные аргументы в пользу решения некоторых проблем, с которыми сталкивается Европейское пространство высшего образования. Во-первых, очевидно, что необходимо привлекать студентов к обсуждению политики, особенно в отношении вопросов социального измерения, если мы хотим эффективно их решать. Во-вторых, важно обеспечить обучение персонала, чтобы повысить осведомленность о том, как социальные характеристики могут повлиять на обучение студентов и общий опыт высшего образования. Также необходимо улучшить понимание того, как предоставление образования могло бы лучше отвечать более широкому кругу потребностей более разнообразного студенческого контингента. Наконец, будет важно оценить влияние мер, принятых для решения этих проблем. Поэтому эффективный мониторинг должен быть встроен во все меры политики.
Хотя социальное измерение остается предметом постоянной дискуссии в повестке дня Болонского процесса, трудно найти доказательства того, что сам процесс был эффективным средством решения проблем социального измерения. Тем не менее, Отчет о реализации Болонского процесса за 2018 г. показывает, что в большинстве стран приняты некоторые меры, направленные на улучшение инклюзивности. Как уже говорилось, финансовая поддержка для студентов из недостаточно представленных групп существует почти повсеместно, а доступ в некоторые системы также облегчается за счет льготного режима и открытия альтернативных путей поступления. Также широко используются информационно-просветительские программы и информационные кампании, направленные на недопредставленные группы, широко распространены консультационные и консультационные услуги. Показатели эффективности для учебных заведений теперь часто включают финансовые стимулы для учебных заведений для улучшения доступа и завершения для недостаточно представленных групп. Однако на макроуровне нет корреляции существования этих мер с какими-либо улучшенными результатами.
Основные аспекты неравенства оставались неизменными на протяжении всего Болонского периода и вне зависимости от географических границ. Недопредставленность сохраняется во всех странах, несмотря на различия в политике и различия в основных социально-экономических условиях стран. Сохраняется четкая корреляция между высоким уровнем образования родителей и шансами поступления их детей в высшие учебные заведения. (Европейская комиссия/EACEA/Eurydice 2018)
Гендерные различия в некоторых предметах исследования сохраняются и усиливаются. Студенты с иммигрантским прошлым также явно недопредставлены в большинстве систем высшего образования ЕПВО. Между тем, несмотря на то, что количество зрелых студентов варьируется в зависимости от страны, обучение на протяжении всей жизни часто не является существенной реальностью. В любой из этих аспектов реальности было сделано лишь несколько посягательств.
Одним из важных аспектов политики социального измерения является то, что воздействие — положительное или иное — можно оценить только в том случае, если политика подкреплена эффективным мониторингом. Все страны в той или иной степени следят за составом студенческого контингента. Однако при более внимательном рассмотрении практики мониторинга выявляются пробелы.
Отчет о реализации Болонского процесса за 2018 год показывает, что страны ЕПВО сообщают, что студенческий контингент обычно контролируется при поступлении и во время учебы, но в меньшей степени при выпуске и реже всего после выпуска. Это означает, что, даже если информация о социальном составе студенческого контингента может быть предоставлена при поступлении и во время учебы, сопоставимая информация не собирается на момент выпуска, и, таким образом, эффективность мер и услуг по поддержке недостаточно представленных групп через высшее образование определить невозможно. Еще меньше известно о том, что происходит с выпускниками за рамками высшего образования и продолжают ли социальные факторы влиять на их возможности на рынке труда.
Отсутствие систематического мониторинга на ключевых этапах высшего образования усугубляется еще двумя проблемами. Во-первых, мониторинг, как правило, проводится как моментальный снимок, раскрывающий картину текущей реальности. Редко можно найти системы, которые отслеживают развитие групп или отслеживают отдельных учащихся. Однако такой тип отслеживания необходим для получения более четкой картины в отношении конкретных характеристик студенческого контингента.
Вторая проблема заключается в том, что даже при административном мониторинге многие важные социальные характеристики обычно упускаются из виду. Неудивительно, что в ЕПВО регулярно отслеживаются пол и возраст. Кроме того, картина меняется. Многие системы собирают данные об инвалидности, но они, вероятно, будут далеко не исчерпывающими, поскольку многие учащиеся с нарушениями могут предпочесть не раскрывать их, опасаясь стигматизации. (например, Eurostudent) Данные о социально-экономическом положении также часто собираются в связи с системами поддержки студентов. Однако его нельзя использовать для отражения политики. Данные о статусе мигрантов или этнических меньшинств собираются гораздо реже. В целом, согласно Отчету о реализации Болонского процесса за 2018 г., только 11 стран ЕПВО имеют достоверные данные о показателях завершения обучения для студентов из недостаточно представленных или неблагополучных групп. Остальные 37 стран, несмотря на отслеживание общих показателей окончания и отсева, не собирают информацию по конкретным группам.
Единственный вывод, который можно сделать из этой информации, заключается в том, что это довольно неэффективное действие по мониторингу означает, что реализация политики социального измерения не может считаться большим приоритетом. Если бы это было так, то существовали бы доступные системы сбора данных, позволяющие понять влияние политики.
Вопросы, уже изложенные в этом документе, представляют собой обширную политическую повестку дня, подразумевающую, как и они, серьезные усилия по целостной реформе системы образования. Тем не менее, реальность, с которой мы сталкиваемся сегодня, быстро развивается и быстро меняется, о чем свидетельствует внезапное появление covid-19.пандемия. Закрытие высших учебных заведений сопровождается всплеском предоставления онлайн-услуг, и эта временная реальность, несомненно, приведет к изменению отношения к цифровизации, что будет иметь некоторые постоянные последствия. Поэтому социальное измерение должно учитывать изменения в глобальном контексте, а также потенциальные возможности, предоставляемые новыми событиями.
Социальное измерение неразрывно связано с устойчивым развитием, еще одной парадигмой, которой необходимо руководствоваться при разработке политики в будущем. Цель должна состоять в том, чтобы использовать новые технологии, а также новые способы мышления и сотрудничества для решения проблем в нашем мире. Это логика, которой следовали в рамках Болонского процесса, переводя социальное измерение в основное обязательство для будущего развития. Это означает, что другие возникающие проблемы, такие как использование цифровых технологий для поддержки инклюзивного обучения и исследований или интеграция микросертификатов в структуру высшего образования, понимаются как часть новой парадигмы социального измерения.
С 2015 года Европа столкнулась с тем, что в то время часто называли «миграционным кризисом». Это последовало за значительным увеличением числа лиц, ищущих убежища, и беженцев, стремящихся попасть в страны Европейского союза в результате войны в Сирии, и продолжающейся постконфликтной социальной деградацией в ряде других государств, причем наибольшее количество беженцев прибыло из Афганистана.
Массовая миграция — явление не новое: в то время как факторы, лежащие в основе массовых перемещений людей, меняются, реальность миграции была с нами на протяжении всей современной эпохи. Таким образом, несмотря на то, что увеличение числа просителей убежища к европейским берегам было необычным и неожиданным событием, неизбежно, что миграция продолжит быть характерной чертой нашей жизни в будущем. Возможно, мы не в состоянии предсказать точные причины будущей массовой миграции, но мы можем подготовиться к таким событиям, зная, что они когда-нибудь произойдут.
В двух статьях этого тома — Берга и Эрдогана — рассматривается появление беженцев и просителей убежища как группы, влияющей на социальную динамику систем высшего образования в последние годы. В то время как сообщения средств массовой информации, как правило, фокусировали внимание на потенциальном влиянии лиц, ищущих убежища, и беженцев в каждой отдельной стране, в действительности единственными странами Европейского Союза, которые отреагировали на это открытием своих стран для беженцев в какой-либо значительной степени, были Германия и Швеция.
Именно соседние с Сирией страны приняли подавляющее большинство просителей убежища и беженцев. На первом месте среди этих стран стоит Турция, в которой в 2020 году проживает более 4 миллионов лиц, ищущих убежища, и беженцев, что является самым большим числом перемещенных лиц в мире. В целом среди всех сирийских просителей убежища, покинувших страну в 2015 и 2016 годах, более 50% относились к возрастной категории 18–34 лет. Среди них многие стремились развить свои образовательные навыки после отъезда из Сирии. Это создает проблемы, а также возможности для принимающей страны в развитии квалифицированных и образованных граждан.
Статья Эрдогана основана на опросе сирийских беженцев, обучающихся в системе высшего образования Турции. В исследовании рассматриваются различные аспекты опыта беженцев в получении высшего образования в Турции, и результаты дают важный обзор того, в какой степени эта уязвимая группа населения была поддержана в высших учебных заведениях. Выводы актуальны для улучшения действий и мер Турции. Однако они в равной степени актуальны для более широкого европейского политического мышления, особенно если европейские страны должны лучше подготовиться к интеграции лиц, ищущих убежища, и беженцев в будущем. Конечно, невозможно предсказать, когда значительная новая волна беженцев будет нуждаться в убежище, а также в связи с каким конкретным конфликтом или стихийным бедствием. Однако на основе прошлого опыта и известных реалий климатической чрезвычайной ситуации вполне возможно предсказать, что в будущем в какой-то момент прибудет значительное количество новых беженцев. Поэтому было бы разумно подготовиться к такому повороту событий.
Берг рассматривает интеграцию сирийских беженцев в Германию — страну Европейского Союза, которая также приняла большое количество беженцев в 2015 и 2016 годах. опыт беженцев может отличаться от идеального или типичного перехода. В документе показано, как профессионалам, работающим в системе высшего образования, может потребоваться тщательно обдумать свою повседневную практику. В то время как «типичные» местные учащиеся могли получить знания о переходном процессе, многие из этих аспектов нельзя принять за учащихся-беженцев. Следовательно, необходимо заранее подумать о возможных препятствиях и поддержке, в которой могут нуждаться беженцы. Чтобы сделать это эффективно, важно узнать непосредственно от студентов-беженцев, как они восприняли этот процесс.
Это исследование направлено на то, как часто предоставление информации строится с учетом конкретной идеи учащегося (выпускника среднего образования) и без учета потребностей уязвимых учащихся. Это также показывает, как консультационные услуги могут быть бессознательными или сознательными предубеждениями, что означает, что иногда студентов-беженцев поощряют не к раскрытию своего полного потенциала, а к поступлению на образовательные программы низкого уровня.
Оба документа о студентах-беженцах указывают на необходимость не только адаптации потенциального студента к системе высшего образования, но и адаптации системы, учебного заведения и вспомогательных служб к потребностям студента. Способность системы делать это эффективно следует рассматривать как меру успеха в социальном измерении.
Возможно, из-за того, что по программам третьего цикла учится лишь незначительное меньшинство студентов, этим исследованиям часто пренебрегают с точки зрения социальных аспектов. Исследование, проведенное О’Реганом, направлено на этот цикл, уделяя особое внимание различиям между докторантами, работающими полный и неполный рабочий день, в Ирландии в доступе к программной информации, а также в академических и личных сетях поддержки.
В выбранной конкретной выборке кандидаты на неполный рабочий день имеют более высокую долю зрелых студенток. Полученные данные свидетельствуют о том, что осознание и учет потребностей этой группы учащихся позволит более эффективно предоставлять информацию и поддержку. Хотя это исследование опирается на информацию, связанную с конкретной геокультурной реальностью ирландского высшего образования, его результаты заслуживают более общего осмысления. Действительно, они подкрепляют моменты, выявленные в исследовании Brooks et al. и Бергом, что академический персонал часто недостаточно осведомлен о социальных характеристиках учащихся или о том влиянии, которое эти характеристики могут оказать на их учебный опыт.
Социальное измерение, несмотря на то, что это широкое понятие, было четко определено в Европейском пространстве высшего образования с 2007 года. Определение Лондонского коммюнике отвечает на основной вопрос как граждан, так и политиков: «Какая система высшего образования мы хотим развиваться?» Ответ, содержащийся в определении, заключается в том, что мы стремимся к открытому и справедливому высшему образованию, в котором разнообразие нашего населения отражается в высшем образовании.
Хотя эта цель признавалась на протяжении всего Болонского процесса, она в значительной степени оставалась стремлением. Ни одна страна не достигла этой цели, и большинство стран предприняли мало действий даже для того, чтобы двигаться к ней. Действительно, социальные аспекты оставались в значительной степени периферийной заботой ЕПВО, с периодическими напоминаниями в последующих коммюнике о разработке стратегий для решения этой темы.
В то время как социальное измерение было в значительной степени забытым аспектом внимания EHEA, теперь есть признаки того, что это должно измениться. В результате недавней работы, проведенной Консультативной группой BFUG по социальному измерению, был подготовлен документ, целью которого является выдвижение повестки социального измерения на передний план политических дискуссий в рамках Болонского процесса. Принципы и руководящие указания по укреплению социального измерения высшего образования в ЕПВО станут очень полезным инструментом для любого правительства, желающего серьезно заняться этой областью. Они представляют собой четкий и лаконичный набор вопросов, требующих осмысления и обсуждения (Болонский процесс 2020).
Документ «Принципы и рекомендации» устанавливает десять принципов, сопровождая каждый принцип рекомендациями по их реализации. Он должен быть принят министрами в Риме в ноябре 2020 года вместе с решительным заявлением о том, почему социальное измерение должно быть в основе Болонского процесса.
Еще одна причина надеяться на то, что «Принципы и рекомендации» могут стимулировать позитивные изменения, заключается в том, что они представляют собой очень всесторонний обзор вопросов, которые необходимо рассмотреть. Он обеспечивает перспективу долгосрочных обязательств, когда правительства учитывают социальные аспекты, доступность, равенство и инклюзивность во всех аспектах своих систем образования. При серьезном внедрении он может послужить катализатором целостного осмысления систем образования, необходимого для решения социальных проблем.
В «Принципах и руководящих указаниях» также рассматриваются основные области деятельности, требуемые от высших учебных заведений, и тот факт, что они нуждаются в поддержке для усиления своей способности реагировать на потребности более разнообразного студенческого контингента. В документе подчеркивается необходимость эффективного консультирования и руководства и поднимаются вопросы о типе финансирования студентов, необходимом для усиления социального измерения. Эти действия потребуют хороших систем мониторинга, и эта задача также полностью отражена в Принципах и руководящих указаниях.
Очевидно, что социальные аспекты требуют серьезного политического внимания. Европейское высшее образование служит многим целям, но до сих пор оно не является сильной силой в устранении социального неравенства. Действительно, системы приема, организация учебных программ и распределение ресурсов в настоящее время скорее способствуют и усиливают неравенство, чем решают его. Очевидно, что необходимо более глубокое понимание социальной реальности, и должны быть разработаны более совершенные системы сбора данных. Однако было бы неправильно ждать более качественных данных, прежде чем принимать меры политики. Процесс решения социальных проблем необходимо начать сейчас в срочном порядке.
Адриан Курай, электронная почта: [email protected].
Лигия Дека, электронная почта: [email protected].
Ремус Прикопи, электронная почта: moc.oohay@eipocirp_sumer.
Дэвид Крозье, электронная почта: [email protected].
Сезар Михай Хай, электронная почта: moc.liamg@jahrazec.
- Болонский процесс (2007a). Лондонское коммюнике». доступно по адресу http://ehea.info/Upload/document/ministerial_declarations/2007_London_Communique_English_58869.pdf, по состоянию на 20 февраля 2020 г.
- Болонский процесс (2007b). Ключевые вопросы для Европейского пространства высшего образования – Социальное измерение и мобильность. Отчет Рабочей группы Болонского процесса по социальному измерению и данным о мобильности персонала и студентов в странах-участницах
- Болонский процесс (2009 г.). Левен и Лувен-ла-Нёв, Коммюнике Коммюнике. доступно по адресу http://ehea.info/Upload/document/ministerial_de-clarations/Leuven_Louvain_la_Neuve_Communique_April_2009_595061. pdf по состоянию на 20 февраля 2020 г.
- Болонский процесс (2012 г.). Бухарестское коммюнике. доступно по адресу http://ehea.info/Upload/document/ministerial_declarations/Bucharest_Communique_2012_610673.pdf по состоянию на 20 февраля 2020 г.
- Болонский процесс (2015 г.). Ереванское коммюнике. доступно по адресу http://www.ehea.info/media.ehea.info/file/2015_Yerevan/70/7/YerevanCommuniqueFinal_613707.pdf, по состоянию на 20 февраля 2020 г.
- Болонский процесс (2018). Парижское коммюнике. Париж, 25 мая 2018 г., доступно по адресу: http://www.ehea.info/Upload/document/ministerial_declarations/EHEAParis20 18_Communique_final_9.52771.pdf, по состоянию на 20 февраля 2020 г.
- Болонский процесс (2020). Европейские принципы и рекомендации по укреплению социального измерения высшего образования, проект представлен на заседании Болонского совета в Загребе 7 февраля 2020 г., доступен по адресу: http://www.ehea.info/Upload/BFUG_HR_UA_69_5_2_AG1_PAGs.pdf, по состоянию на 20 февраля. , 2020
- BMWFW (Bundesministerium für Wissenschaft, Forschung und Wirtschaft) [Федеральное министерство науки, исследований и экономики Австрии. (2017). Nationale Strategie zur sozialen Dimension in der Hochschulbildung [Национальные стратегии в социальном измерении высшего образования. Доступно по адресу: http://www.sozialerhebung.at/sozdim/strategiepapier/Strategie_2017.pdf Доступ 19Март 2020 г.
- Департамент образования и навыков, Дублин. (2011). Национальная стратегия высшего образования до 2030 г. — Отчет Группы по стратегии. Доступно по адресу: https://hea.ie/resources/publications/national-strategy-for-higher-education-2030 По состоянию на 18 марта 2020 г.
- Европейская комиссия/EACEA/Eurydice. (2018). Европейское пространство высшего образования в 2018 г.: Отчет о реализации Болонского процесса. Люксембург: Бюро публикаций Европейского Союза. Доступно по ссылке: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/content/european-higher-education-area-2018-bologna-process-implementation-report_en
- Европейская комиссия/EACEA/Eurydice.