Пропорция для бетона на дорожки: материалы
Бетон / Расчеты и пропорции /
Содержание
- 1 Необходимые материалы
- 2 Выдерживаем пропорции
- 2.1 Пешеходные дорожки
- 2.2 Автомобильные
- 2.3 Садовые
- 2.4 Фундамент
Большие или маленькие населенные пункты кажутся неуютными из-за неприглядного вида, отсутствия тротуарных дорожек, детских площадок, придомовых территорий. Ни одна стройка не может быть законченной, пока не наведен порядок на придомовой территории. Сооружение нехитрых объектов – дорожек – не требует специального подхода, высокого профессионализма.
Необходимые материалы
Тротуарная дорожка может состоять из разного материала. Бетон, камень, гравий, плиты, кирпич, песок – далеко не полный перечень возможных покрытий. У каждого материала есть свои положительные и отрицательные характеристики. Сегодня ознакомимся с технологией бетонирования. Использование бетона – дешевый, быстрый способ для тротуарного покрытия.
Распространен определенный состав материалов для подготовки раствора:
- Цемент – главная составляющая, связывающая все компоненты. Портландцемент обладает высоким скрепляющим свойством, лучше всего подходит для раствора. По прочности больше пригодна марка 500, можно использовать марку 400, но разница может сказаться на сроке службы. Обязательно обратите внимание на сухость и сыпучесть, цемент не должен выглядеть отсыревшим, скомканным.
- Песок. Размер фракций соответствует значениям от 1,5 до 5мм. В общей массе нужно соблюдать равномерность, расхождение – не больше 2 мм. Песок берут обязательно чистый, без посторонних примесей. Идеальный вариант – речной, по цене он дороже, но в нем нет глины и других примесей. Если сомневаетесь в чистоте – просейте его.
- Основные составляющие бетона.
Щебень. Прочность раствору дает заполнитель – щебень, гравий. Использовать морской камень не стоит, он отполирован водой и не обладает достаточным сцеплением. Размер щебня варьируется от 8 до 35 мм. Как и в песке, в заполнителе не должно быть пыли, грязи и глинистых примесей. При подготовке бетона самостоятельно подбирайте заполнитель, состоящий из фракций разных размеров, или соедините крупный и средний щебень. При смешивании компонентов такие размеры обеспечат плотную связку между собой, и не явятся причиной образования пустоты.
- Необходимую текучесть, вязкость бетону обеспечат добавки, пластификаторы. Внимательно изучайте инструкции по использованию добавок, входящих в состав раствора.
Вернуться к оглавлению
Выдерживаем пропорции
Соблюдение правильных пропорций компонентов влияет на качество раствора, прочность продукта. Песок и цемент смешивают вместе, затем туда добавляют воду и последним – щебень. Важно соблюдать последовательность для положительного результата. Состав перемешивают до однородности.
Вернуться к оглавлению
Пешеходные дорожки
Пешеходной дорожке не нужно выдерживать большой нагрузки. Пропорция, выдерживаемая для смеси, следующая: 1 часть цемента, 2,5 – песка, 4 – щебня.
Вернуться к оглавлению
Автомобильные
Дорожку под автомобильный заезд нагружают повышенным весом, так что соотношение компонентов изменится: 1 часть цемента, 1,5 – песка, 2,5 – щебня.
Вернуться к оглавлению
Садовые
Подобным дорожкам требуется заливка основания бетоном. В таком случае можно использовать гравий и применить следующее соотношение компонентов: 1 часть цемента, 9 – песка, 1 – гравия.
Вернуться к оглавлению
Фундамент
Раствор для основания должен обладать прочностью. Марка 400 выдерживается соотношением 1 части цемента, 3 частей песка, 5 – щебня и половины части воды. Раствор должен хорошо размешиваться (с небольшим усилием), но не стекать. Помните: фундамент лучше заливать в теплое время, в противном случае стоит подогревать воду, предотвращая быстрое схватывание.
Пропорция бетона для дорожек: состав смеси, марки
Бетонные тротуары служат не только для передвижения и зонирования участка, но и становятся настоящими украшениями в ландшафтном дизайне. Состав бетона для садовых дорожек прост и доступен, а процесс изготовления хоть и является трудоемким, но при этом не слишком сложным. Кроме того, существует масса вариантов форм, размеров и идей декорирования, а сами дорожки по своему функционалу могут служить для пеших прогулок, украшением сада или авто передвижений.
Содержание
- Виды дорожек
- Марки бетона для дорожек и ингредиентный состав смеси
- Технология заливки
- Подготовка основания для садовой дорожки
- Армирование
- Заливка дорожки
- Обработка и декорирование
Виды дорожек
- Пешеходные. Предназначены выдерживать легкий и средний вес.
- Автомобильные. Предполагают серьезную нагрузку на поверхность.
- Садовые. Как правило, требуют предварительной заливки фундамента.
Идеальным для заливки основания является раствор, который размешивается хорошо, но с небольшим усилием и при этом не стекать. А чтобы смесь схватывалась не слишком быстро для проведения работ следует выбирать теплое время года.
Марки бетона для дорожек и ингредиентный состав смеси
В зависимости от условий эксплуатации изделия можно приготовить раствор М200.Раствор для бетонирования подбирается согласно назначению дорожки, планируемой нагрузки на поверхность, при этом марка — расчетное значение прочности на сжатие бетонного изделия, а класс — гарантированное. Наиболее ходовыми являются марки М200, М250 и М300, что соответствует классу прочности В-15, В-20 и В-22,5 соответственно. Рекомендуется соблюдать пропорции компонентов бетона, что приведены в таблице:
Покрытие | Цемент, часть | Песок, часть | Щебень, часть |
Садовые дорожки | 1 | 9 | 1 |
Пешеходные тротуары | 1 | 2,5 | 4 |
Автодороги | 1 | 1,5 | 2,5 |
Технология заливки
Подготовка основания для садовой дорожки
После разметки участка слой ненужного грунта может быть снят. Следующий этап работ — сборка опалубки для формирования объекта.В первую очередь делается эскиз на бумаге, а затем разметка будущей дорожки проводится непосредственно на территории и фиксируется с помощью шнура и колышек. После чего изымается верхний слой грунта. Далее сооружается опалубка, с этой целью используются саморезы и доска шириной на будущую высоту тротуара. По внешним краям фиксируются колышками, дополнительно закрепляется поперечными перемычками. Для гидроизоляции дно устилается полиэтиленовой пленкой. Нелишним будет создание деформационных швов, их создание происходит делением пространства опалубки на секции стальным листом, смазанным, с целью свободного извлечения из застывающего раствора.
Армирование
Данный вид работ может быть выполнен с помощью укладки проволоки.Для повышения прочности основания в середину опалубки на подпорки фиксируется металлическая конструкция. Это может быть проволока, труба, сетка рабица или сваренная из толстых прутьев. Оптимальный размер ячеек 10×10 см. Арматура не только увеличивает жесткость основания и предотвращает растрескивание бетона, увеличивая при этом срок эксплуатации, но и уменьшает толщину слоя заливки, сокращая объем работ и материалов.
Заливка дорожки
Для заливки основания под садовую дорожку требуется дополнительно сделать раствор из 1 части цемента, 3 — песка, 5 — щебня, а затем добавить 0,5 воды. Для придания текучести и вязкости используются добавки и пластификаторы, которые добавляются строго по инструкции. Основной приготовленный раствор укладывается в опалубку с помощью мастерка или шпателя, добиваясь равномерности уплотнения постукиванием и прокалыванием смеси. Поверхность разравнивается правилом, кроме этого, формируется небольшой уклон для стока воды. По окончании заливки вся конструкция накрывается полиэтиленом. Декорирование нанесением рисунков можно начинать спустя сутки, еще через двое — дорожка высохнет, а через 5 дней можно делать распалубку.
После укладки арматуры участок можно заливать раствором.Обработка и декорирование
Суточный раствор можно задекорировать рисунком, который наносится острым предметом или придать шершавости, используя жесткую щетку. Украсить декоративным тиснением специальным штампом с разнообразными орнаментами или изображениям животных, птиц, растений и других либо создать имитацию кирпича, плитки или камня. Уже высохшую дорожку можно отполировать, покрасить или облицевать мрамором, мозаикой. Пропитки не только придают блеск, но и, заполняя все пустоты бетона, создают дополнительную защиту от влаги и ветра.
Как сделать бетонную садовую дорожку
Садовая дорожка или бетонная дорожка – обычный элемент приусадебного участка. Помимо эстетических функций, бетонные дорожки нужны для комфортного передвижения не по открытому грунту, а по твердой чистой поверхности. Их часто изготавливают вручную.
Материал, инструменты
Бетон — один из самых практичных и прочных материалов: ему можно придать любую форму, цвет, рельефную поверхность, он не трескается, не крошится, морозо- и водоустойчив. Для замеса потребуются следующие материалы:
- вода, цемент и песок;
- гравий, щебень, галька;
- камни или декоративные изделия; Пигмент
- (если нужно добавить цвета) и пищевая пленка.
Вам также понадобится широкий набор инструментов:
- бетономешалка или емкость для замешивания раствора;
- сито для просеивания песка или емкость для его промывки;
- лопата, лопатка для перемешивания, доски или опалубка;
- молоток, гвозди для создания опалубки;
- молоток резиновый, колышки и линии для разметки;
- длинное правило, строительный уровень;
- трамбовка, тележка, мастерок, ведра;
- измельчитель, стальной лист, арматура, стальная сетка или фибра;
- наколенники, перчатки.
Некоторые инструменты и устройства могут не понадобиться. Например, если песок чистый, сито не требуется.
Общие требования
Необходимо правильное основание. Так, для глинистых грунтов и под большой нагрузкой рекомендуется глубина основания около 50 см и песчаная подушка 30 см. Для тяжелых грунтов подойдет песчано-гравийная смесь 30 см, в ней слой песка должен быть 15 см. Каждый слой гравия, щебня, песка хорошо утрамбовывается и поливается.
Дно траншеи уплотняют и укладывают геотекстиль. Его также укладывают между слоями — это увеличивает прочность основания и срок его службы, так как материал специально создан для строительства в условиях вечной мерзлоты. Он очень прочный и предотвращает вымывание песка, оседание, исключает рост сорняков и хорошо пропускает влагу.
Для дорожек из бетонных плит для основания берется песок фракцией 0-7 мм, насыпается слоем 5-7 мм и разравнивается. Если между плитами необходимо сделать зазоры в 2–3 см, то их засыпают мелкозернистым песком, утрамбовывают и проливают водой. Бетонные дорожки должны иметь уклон, чтобы на них не задерживалась вода. Для этого сделайте основание со слегка выпуклым профилем – достаточно сделать уклон 1-2 см на 1 м оси дорожки. Также делают специальный дренаж. Для определения размера ступеней существует правило: две высоты ступени плюс глубина равны ступени в 60–70 см. Дорожку можно создать из плит 40×40 см на расстоянии шага между центрами плит.
Процесс создания пути
Опишем стандартную схему создания пути и расход материала. Параметры основания и раствора варьируются в зависимости от грунта участка.
Подготовка основания
Бетон должен быть уложен правильно, то есть на песчано-гравийный слой. Хотя иногда при наличии песчаных грунтов их просто укладывают на хорошо утрамбованную подушку, при этом расход материалов сокращается. Начинают работу с создания разметки. По периметру будущей дорожки вбиваются колышки, и натягивается шнур. Верхний слой почвы снимается. Для пешеходных дорожек достаточно 20 см, если по ней будут ездить автомобили – 30 см, для тяжелых и суглинистых грунтов – 40 см. Затем на дно и откосы укладывают геотекстиль.
Половина траншеи засыпана песком. Если слоев несколько, то третий. В любом случае для песчаного слоя желательно не менее 5 см. Хорошо трамбуется, проливается водой. Идеальный вариант – углубить траншею и использовать несколько слоев: песок/гравий (щебень)/песок. Каждый слой укладывается геотекстилем.
Если слоев несколько, то следующим должен быть гравий. Берется щебень фракцией 10–20 мм, который необходимо хорошо утрамбовать. Для того чтобы правильно забетонировать трассу, рассчитывают ее размеры или плиты в м2 и примерные пропорции и расход входящего в ее состав бетона.
Форма для бетонных плит, опалубка
Для изготовления плит своими руками продаются специальные пластиковые формы. Если их нет, то можно сделать самому. Тарелки часто делают квадратными со сторонами 30-50 см. Для них создаются деревянные формы из брусков сечением 50×50 и листов стали. В сумме их объем должен быть равен объему бетона в одном замесе. Брусья сбиты гвоздями, отшлифованы изнутри и покрыты масляной краской – так плита не застрянет.
Упрощенный способ изготовления: форма без дна на плоскости, покрытой пленкой. Бетонные дорожки можно сделать с помощью опалубки, временной деревянной конструкции, которая формирует раствор. Изготавливается из доски шириной 15–20 мм, что равно высоте дорожки. Дорожка должна быть немного выше земли (4–5 см) и с уклоном 1 см в одну или обе стороны.
Доски закрепляются по краям траншеи – прижимаются к стенам и крепятся к разметочным колышкам; последний должен быть снаружи. Край досок снизу фиксируется при помощи колышков, а сверху – поперечными перемычками, они прибиваются к краям сверху – это исключит расширение конструкции.
Нужно разделить плиты — слишком большие трескаются. Для этого через полтора метра монтируются разделители: металлические пластины, планки сайдинга, деревянные или пластиковые планки. Если их нужно снять, то перед установкой их смазывают любой смазкой (отработанным машинным маслом).
Расчет количества бетона
Расчет производится по данной технологии. Определяется площадь одной плиты (в м2). Значение m2 умножается на его высоту. Результат умножается на необходимое количество тарелок. При заливке площадки одинарной массой площадь в м2 умножается на толщину заливки. Если плиты уложены с зазорами, то из результата вычитается 5-10%.
Стандартная ширина дорожки на даче будет 0,8 м при толщине 5-7 см, для дорожки для автомобиля нужно 3 м при толщине 10 см. Учитывая это, несложно рассчитать, что расход смеси на 1 погонный метр пешеходной дорожки составляет 0,5 м3, на дорожку для автомобиля расход – 0,3 м3 бетона. Отсюда следует, что 1 м3 раствора хватает на 20 м2 пешеходной дорожки или 3,3 м2 на автомобиль.
Расчет состава
Компоненты и пропорции измеряются ведрами. Стандартный мешок цемента имеет 50 кг или 38 л. Наилучший расход воды будет в пропорции 1 часть воды на 4 цемента, но по мере размешивания можно добавлять в состав еще немного воды для лучшей пластичности. Раствор и расход ингредиентов для дорожек без больших нагрузок (обычная дорожка во дворе, на даче): ½, 5/4 (цемент/песок/гравий). В ведрах пропорция будет выглядеть так (на 1 м3 смеси): 18 – цемент (4,7 мешка), 45 – песок, щебень – 70.
Автомобильная колея: 1/1,5/2,5 (цемент/песок/гравий). Расход в ведрах: 28 (или 7,3 мешка)/40/70. Добавляют также пластификатор, например СП-1, краситель (1-2% от массы раствора). Существует еще один состав прочного бетонного раствора:
- цемент М500 и выше – 1 часть; песок
- – 3 части;
- щебень – 1 часть;
- водоотталкивающие добавки.
Замешивание бетона
Наличие небольшой бетономешалки упрощает работу. Если его нет или количество бетона мало, то можно смешать его вручную. Бетонирование дорожек проводится в несколько этапов. Для замеса раствора понадобится корыто, стальной ящик или просто ровная асфальтовая площадка, железный лист. Можно использовать строительный миксер, перфоратор с насадкой.
Эта технология является стандартной. Сначала смешивают гравий и песок, затем добавляют цемент – получается серая масса. На его вершине делают углубление и медленно вливают воду (половину расчетного объема), сгребая сухую смесь от краев к середине. Смесь станет влажной. Затем снова делают углубление наверху и выливают часть воды. Проделайте это несколько раз, пока состав не станет нужной консистенции.
Для изготовления раствора рекомендуется цемент марки не ниже М300. Лучше всего использовать речной песок – он чистый. Карьер желательно промыть и процедить через сито. Щебень можно брать размером 10–20 мм, лучше всего гранитный, он морозостойкий и прочный. Для больших нагрузок подойдет крупная фракция 40 мм.
Чем гуще состав, тем прочнее бетон, но тогда его необходимо хорошо утрамбовать. Отличным решением будет добавление пластификатора – он сделает твердый бетон более пластичным и текучим при меньшем расходе воды, что делает его менее прочным. Это решение заполнит все щели.
Армирование и заливка
Садовая или дворовая дорожка из бетона должна возвышаться на 3-5 см. Если есть желание придать плитам особую прочность, то применяют армирование:
- форма заполняется наполовину;
- поставить арматуру. Его роль выполняют стальные стержни сечением 5–8 мм или готовая сетка. Также используется фибра из полимера, которую добавляют при замесе бетона.
Раствор разравнивают и выдерживают 3-4 дня, регулярно поливая водой или накрывая влажной тканью. При армировании можно ограничиться толщиной плиты 6–10 см: такое устройство исключает растрескивание. В противном случае толщина плиты не менее 10-15 см.
Заливка и трамбовка путей бетоном происходит поэтапно от сепаратора к сепаратору. Раствор нужно заливать весь сразу до краев опалубки, приготовленную смесь нельзя оставлять на потом – это гарантия ее растрескивания.
Верхний слой выравнивается правилом или плоской доской, которая упирается в края опалубки и перемещается по ним. Правило – совершать движения на себя по дорожке, удаляя лишнюю смесь. При выравнивании помните об уклоне (1 см на 1 м). Также понадобится ручная трамбовка, которую следует проводить до появления цементного молочка.
Затем смесь протыкают шпилькой, куском трубы – это необходимо для удаления воздуха и повышения плотности. Для этого также используется виброрейка. Если получились камешки, то их прикатывают валиком. После этого бетон накрывают пленкой от мусора, дождя, для сохранения влаги (быстрое высыхание приводит к растрескиванию). Итак, бетонная дорожка сохнет 4 дня, 5 — снимается опалубка. До полного высыхания поливают водой, а после высыхания острые края шлифуют болгаркой.
Укладка плит
Если дорожка на даче будет подвергаться большим нагрузкам (велосипеды, автомобили, тележка с грузом), то между плитами желательно оставлять зазор 2-3 см. Также можно оставить зазор в 5-6 см. Также можно размещать пластины с интервалом в 1 шаг. Процесс укладки поэтапно:
- колышки и шнуры делают разметку;
- снять слой грунта на 10 см;
- траншея наполовину засыпана песком;
- плиты укладываются на выровненное утрамбованное основание. Важно, чтобы каждая плита лежала на песке подушка
- всей своей плоскостью и находится на уровне других плиток;
- молотковых плит по всей доске для хорошей подгонки; В щели засыпается песок
- . Также можно декорировать декоративно.
Хорошо смотрятся на даче плиты, между которыми растет газонная трава. На готовом газоне делается такая дорожка: вырезается дерн, дно лунки засыпается песком так, чтобы плита была вровень с травой.
Украшение
Для загородной дорожки очень важен красивый вид. Чтобы сделать его красивым, декоративным, используют пигменты (охру, умбру и др.), полируют пропиткой, наносят рисунок острыми предметами.
Можно украсить камешками, осколками плитки, даже пуговицами. Они встраиваются в бетонную поверхность. Для этого на дно формы кладется бумажный лист, декоративные элементы крепятся клеем и заливаются раствором. Бумага смывается с готовой тарелки водой.
Популярна также пропитка жидким стеклом (фторсиликат, натрий, клей), которое придает эффектный блеск. Все пропитки наносятся кистью или распылением. При желании можно сделать крупные прожилки и заполнить их дерном, создать жесткой щеткой или другими приспособлениями шероховатости. Облицовка плиткой или мрамором пользуется большим спросом.
Как уложить бетонную дорожку
Для долговечной дорожки с гладкой поверхностью бетон — отличный вариант. Он производится путем смешивания одной части цемента, двух частей песка и четырех частей гравия с последующим постепенным добавлением воды.
Чтобы рассчитать, сколько бетона вам понадобится, умножьте площадь дорожки на желаемую толщину, округлите до ближайшего кубического метра и добавьте дополнительные 0,2 м3 для учета погрешностей.
Смешайте бетон в тачке или наймите бетономешалку для более крупных работ примерно за 65 долларов в день. Смешайте песок и гравий, вместе называемые заполнителем, с цементом и при желании добавьте оксидный порошок для цвета.
Осторожно добавляйте воду, пока смесь не станет кремообразной, но не жидкой.
Сухую бетонную смесь можно приобрести в мешках с цементом и заполнителем, уже смешанными в правильных пропорциях. Просто добавьте воду в смесь в соответствии с инструкциями.
СОВЕТ Всегда надевайте защитные перчатки, длинные брюки и резиновые сапоги, так как бетон может обжечь открытые участки кожи.
Закажите готовый бетон для больших объемов работ, выбрав N20/10. N обозначает обычный бетон, 20 — его прочность в мегапаскалях, а 10 — размер заполнителя в миллиметрах.
Уложите стальную сетку так, чтобы ее края находились на расстоянии не менее 50 мм от опалубки и контрольных швов, а сверху и снизу – слоями бетона одинаковой толщины.
Разметьте кривую, соорудив одну сторону опалубки из фанеры, затем используйте деревянную мерную доску с распорками под ней, чтобы расположить другую сторону.
Избегайте жарких дней, так как бетон схватывается быстрее и более склонен к растрескиванию. Температура ниже 30°C оптимальна.
Установите дренаж в подходящей низкой точке для направления стока в систему ливневой канализации.
Шаг 1. Соберите опалубку
Для установки изогнутой опалубки используйте фанеру толщиной 12 мм с деревянными штифтами 50 x 50 мм, расположенными на расстоянии 500 мм друг от друга. Прикрепите опалубку к штифтам с помощью гвоздей с цилиндрической головкой 40 мм. Закрепите колышки кикером, если опалубка возвышается над землей более чем на 150 мм.
Шаг 2. Уплотните основание
С помощью виброплиты утрамбуйте землю, уложите 100 мм дорожного основания, затем снова утрамбуйте. Насыпьте слой песка толщиной 20 мм, чтобы устранить трение между бетоном и основанием. СОВЕТ Большие виброплиты можно арендовать примерно за 60 долларов в день.
Шаг 3. Залейте бетон
Заполните опалубку бетоном и равномерно распределите его с помощью граблей или лопаты. Поднимите стальную сетку над землей, чтобы центрировать ее в бетоне, затем постучите по краям молотком, чтобы устранить воздушные карманы. Утрамбуйте бетон по краям теркой.
Шаг 4. Выровняйте поверхность
Используйте деревянную стяжку, чтобы выровнять бетон с помощью пиления. Разгладьте поверхность ручным терком в обоих направлениях, чтобы цементный крем поднялся наверх и получилась гладкая поверхность. СОВЕТ Используйте стальную терку для получения гладкой поверхности или деревянную терку для получения более грубого результата без скольжения.
Шаг 5. Вырежьте контрольные швы
С помощью линейки и желобка для бетона вырежьте контрольные швы на поверхности бетона с интервалами, равными ширине дорожки. Трещины, возникающие при высыхании бетона, образуются вдоль стыков. Проведите метлой с жесткой щетиной, чтобы скрыть недостатки.
Шаг 6. Дайте ему затвердеть
Когда бетон станет достаточно твердым, чтобы ваш палец не оставил вмятины, накройте пластиковой пленкой и утяжелите. Держите его во влажном состоянии в течение трех дней, поливая водой места, которые слишком быстро сохнут. Дайте ему затвердеть еще два дня, затем снимите опалубку.