Соединительная шина для автоматов: подключение своими руками
- Статья
- Видео
При сборке распределительных щитов, как правило, автоматические выключатели, расположенные под счетчиком, соединяют параллельно, с помощью перемычек. Такой способ менее затратный, но имеет большой недостаток — зажим автомата может расплавиться от ненадежного контакта, что повлечет за собой короткое замыкание и возможно даже пожар. Чтобы этого не произошло, рекомендуется использовать специальную гребенку или как ее правильно называют — соединительная шина для автоматов. В этой статье мы расскажем, что она собой представляет, из чего состоит, а главное — как подключить гребенчатую шину в щитке своими руками. Итак, все по порядку.
- Конструктивные особенности
- Преимущества и недостатки
- Правила установки и подключения
Конструктивные особенности
Для начала рассмотрим конструкцию гребенки. Изделие состоит из медной пластины, помещенной в пластиковую изоляцию, не поддерживающую горение. От этой пластины отходят специальные подводы, благодаря которым и происходит соединение автоматов в щитке. Количество пластин соответствует количеству полюсов.
Учтите, существуют гребенки с шагом 18 и 27 мм. Первые предназначены для коммутации АВ, шириной, равной одному модулю. Соответственно 27 мм — это ширина в 1,5 модуля. Обращайте внимание на этот момент при выборе распределительной шины для собственных условий!
По количеству полюсов соединительные шины делятся на однополюсные, двухполюсные, трехполюсные и четырехполюсные. У каждого варианта исполнения свое назначение. К примеру, однополюсная гребенка использует для подключения однофазного автоматического выключателя, а четырехполюсная, соответственно, для монтажа трехфазных УЗО на 4 полюса (три фазы и ноль).
Количество отводов может составлять от 12 до 60, поэтому применение гребенок для соединения двух электрических автоматов не является рациональным решением. Целесообразно использовать распределительную шину при сборке больших щитков.
Сами отводы могут быть штыревыми (маркировка pin) или же вилочными (fork). Первые используются гораздо чаще, т.к. вилочные отводы подходят не для все автоматов, для них нужен специальных зажим.
Последняя конструктивная особенность, о которой хотелось бы рассказать — поперечное сечение отводов. Как правило, отводы изготавливают сечение 16 мм.кв., чего вполне достаточно для того, чтобы выдержать токовую нагрузку в 63 А.
Преимущества и недостатки
Сначала поговорим о достоинствах соединительной шины для автоматических выключателей. Итак, гребенка имеет следующие плюсы при монтаже электропроводки:
- Более качественное соединение коммутационной аппаратуры. Если подключение перемычек представлено двумя концами провода в одном зажиме, то применение гребенчатой шины сокращает это значение в 2 раза, что положительно отображается на качестве контакта.
- Как мы уже сказали, соединительная гребенка доя автоматов способна выдержать до 63 А. Сделать шлейф из провода, сечением 16 мм.кв. будет гораздо сложнее.
- Разводка проводки в щите с применением распределительной шины выглядит более аккуратной, что видно на фото ниже:
Что касается недостатков, они следующие:
- Не всегда возможно подключить автоматы от разных производителей. Дело в том, что различные фирмы могут выпускать модульные коммутационные изделия разной высоты. В итоге, отвод не всегда достает до разъема для подключения АВ меньшего размера.
- Более проблематичная замена автоматических выключателей в щитке. Чтобы заменить один аппарат придется ослабить соединительную шину на всех разъемах, иначе поднять ее выше не получится, а без этого автомат не достать.
- Если возникает необходимость добавления еще одного АВ в щиток, придется либо менять гребенку полностью, либо подключать его перемычкой, что негативно повлияет на эстетический вид электрощитка. К тому же при замене придется отключить напряжение на всех питающих линиях, что иногда весьма нежелательно, особенно на производстве.
Кстати, соединительная шина гребенка может использовать для подключения не только автоматических выключателей, но и УЗО, а также дифавтоматов. О том, как подключить данный соединитель в щитке, мы расскажем далее.
Правила установки и подключения
Для начала нужно отмерить нужную длину гребенки (если остаток в любом случае будет) и отрезать кусок, который вам необходим. Резать шину для автоматов лучше всего ножовкой. Рекомендуем вам сам диэлектрический пластиковый корпус отрезать с запасом в 1-2 см, что позволит защитить токоведущие части и предотвратить короткое замыкание. По краям также необходимо поставить заглушки или заизолировать торцы обычной изолентой.
После того, как подходящая длина будет отрезана, переходим к подключению автоматических выключателей гребенкой. Здесь все просто, шину нужно разместить вверху, вставить штыревые отводы в соответствующие разъемы и затянуть винты. В один из зажимов, крайний, нужно подключить вводной питающий провод.
Подробно процесс подключения рассмотрен на видео примере:
youtube.com/embed/qnXLRBJP9is» allowfullscreen=»allowfullscreen»>Если же вы используете соединительную гребенку с вилковыми отводами, для их подключения у некоторых производителей автоматов (Hager, ABB) предусмотрен отдельный разъем (находится снизу), к которому и нужно произвести монтаж. Наглядно этот момент продемонстрирован на видео:
Как видите, ничего сложного в установке и подключении однорядной соединительной шины нет, как минимум, на примере соединения однополюсных АВ. Что касается УЗО, дифавтоматов и двухполюсных выключателей, их подсоединение будет выглядеть немного иначе.
В этом случае нужно использовать двухполюсную гребенку. Фазные и нулевые отводы таких шин расположены через один, поэтому вам нужно в соответствии с маркировкой произвести подключение (каждый отвод в свой разъем), после чего надежно затянуть винтовые зажимы.
Вот и все, что мы хотели рассказать вам о подключении соединительной шины для автоматов. Произвести монтаж своими руками сможет даже неопытный электрик. Главное, учитывать предоставленные рекомендации!
Рекомендуем также прочитать:
- Подключение автоматического выключателя в щитке
- Инструкция по сборке трехфазного щита
- Ошибки при монтаже электропроводки
Соединительная шина для автоматов | Заметки электрика
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта «Заметки электрика».
После написания статьи про подключение автоматических выключателей, мне на почту стали приходить письма с просьбой подробнее рассказать про соединительные шины для автоматов. В народе их называют просто «гребенками», а в каталогах производителей встречается наименование — гребенчатая или распределительная шинка.
Вот например, в Вашем квартирном щитке в одном ряду установлено несколько однополюсных групповых автоматов.
Питание квартиры однофазное, поэтому нам на все автоматы нужно подать питающую (одноименную) фазу.
Существует стандартный и распространенный вариант — это с помощью провода марки ПВ (можно использовать хоть жесткий ПВ-1, хоть гибкий ПВ-3) сделать перемычки и соединить автоматы шлейфом.
На цвет проводов не обращайте внимания — это фотография сделана в качестве примера.
Ничего против этого способа не имею — все достаточно просто, а главное надежно, но с точки зрения удобства и эстетики есть некоторые недостатки:
- перемычки зачастую мешают подключать электрооборудование, находящееся на DIN-рейке уровнем выше
- лишние провода в щитке придают ему не очень эстетичный и аккуратный вид
- значительно увеличивается время монтажа (ведь нужно измерить провода по длине, выгнуть, зачистить, выбрать наконечник, опрессовать с помощью пресс-клещей и т.п.)
Лично я до сих пор собираю небольшие щитки, применяя именно этот способ. Но если щиток достаточно большой и есть свободные денежные средства, то лучшим вариантом будет применение соединительных шин (гребенок), правда нужно будет заранее разобраться в их обозначении и маркировке, чтобы купить то, что именно нужно.
Классификация и параметры
Гребенки делятся по количеству полюсов:
- однополюсные 1Р (L1)
- двухполюсные 2Р (L+N или L1+L2)
- трехполюсные 3Р (L1+L2+L3)
- четырехполюсные 4Р (L1+L2+L3+N)
По количеству модулей они выпускаются на:
- 12
- 24
- 36
- 48
- 60 (может есть и больше, но я не встречал)
Ширина одного модуля гребенки составляет 18 (мм).
По типу контактов:
- штыревой или зубчатый (Pin или Tooth)
- вилкообразный (Fork)
Штыревой (зубчатый) контакт универсальный и подходит практически для любого модульного аппарата защиты.
Вилкообразные контакты подходят не для всех, а только для зажимов подключаемых под затягиваемый винт, например, как в автомате АВВ серии S233R.
В этой статье в качестве примера рассмотрим гребенку со следующими характеристиками (артикул 14883 по каталогу Шнайдер Электрик):
- трехполюсная 3Р (L1+L2+L3)
- 12 модулей
- сечение шинки 16 кв.мм
- расстояние между одноименным полюсом 54 (мм)
- номинальный ток — 100 (А) при 40°C
- номинальное напряжение — 500 (В) по IEC 664
- совместимость с аппаратами серий Acti 9 и Multi 9 (и не только)
Конструкция соединительных шин
Однополюсная гребенка состоит из одной сплошной медной пластины прямоугольного сечения (шинки), на которой выполнены ответвления через определенное расстояние для параллельного подключения модульных автоматов, УЗО, дифавтоматов, контакторов (например, КМ-40). Все это помещается в специальный пластиковый корпус из негорючего материала.
В остальных типах все аналогично, только вместо одной шинки используется две, три или четыре, т. е. на каждый полюс своя шинка.
В трехполюсной гребенке, соответственно, три медные шинки, размещенные в одном корпусе.
Каждая шинка вставляется в свою направляющую и между ними имеется изоляция в виде перегородки из пластика.
По конструкции и классификации разобрались. Теперь давайте перейдем непосредственно к подключению.
Подключение автоматов с помощью гребенки
Существуют автоматы с одинарным и двойным зажимом для проводов.
Большинство выпускаемых автоматических выключателей имеют одинарный зажим. В качестве примера рассмотрим, уже известный нам, IEK ВА47-29.
Здесь все просто. Выбираем необходимую гребенку по параметрам, вставляем ее одновременно под все зажимы автоматов и затягиваем винты.
Вид с обратной стороны.
Если у Вас в ряду 5 однополюсных автоматов, а соединительная шинка выбрана на 12 модулей, то Вам нужно отмерить необходимое расстояние и перепилить гребенку с помощью ножовки по металлу или кусачками (бокорезами).
И не забывайте про специальные заглушки по краям. Либо отпиливайте пластик с запасом, чтобы по краям оставалось небольшое расстояние до шинки.
Затем нужно подвести питание к любому из автоматов, где Вам удобнее. Расслабляем винт зажима автомата и вставляем туда дополнительно питающий провод.
У некоторых автоматов имеются двойные зажимы для проводов.
Например, у автомата от известной фирмы АВВ, про который я упоминал в начале статьи, в первый зажим можно вставить питающий провод (фазу), а во второй — распределительную шину с вилкообразными контактами. Это очень удобно.
Подключение УЗО и дифавтоматов с помощью соединительной шинки
В своих статьях я уже не раз говорил, что розеточные линии в квартире должны быть защищены с помощью УЗО или дифавтоматов. Хуже не будет, если их установить и для освещения. Тут уже на Ваш выбор.
Если Вы прислушиваетесь к моим советам, следуете правилам и заботитесь о здоровье своих родных и близких, то в квартирном щитке у Вас будет установлено УЗО почти на каждую линию.
Так вот с помощью двухполюсной гребенки (L+N) их очень удобно и быстро соединить между собой, нежели делать столько перемычек, причем обязательно соблюдая цветовую маркировку, как на фотографии ниже.
Достоинства и недостатки гребенки
Для начала перечислим их плюсы.
1. Качественное и надежное соединение
Я считаю, это главным достоинством, т.к. используя соединительную шину, уменьшается количество соединений в 2 раза. При использовании перемычек из проводов в одном зажиме аппарата защиты будет находиться два провода, а при использовании гребенки — всего один зубец.
Некоторые монтажники решают этот вопрос следующей альтернативой — делают соединение автоматов не отдельными перемычками, а из сплошного провода без разрыва.
2. Сечение шинки
Сечение медной шинки составляет 16 кв.мм. Представьте себе, сколько времени и сил уйдет на изготовление перемычек из проводов подобного сечения, а также какое качество соединения будет в зажиме автомата при использовании двух таких проводов.
Хотя, внутренний монтаж в щитке достаточно выполнять проводом сечением, равным сечению вводного кабеля.
3. Быстрота монтажа
Об этом я говорил в самом начале статьи.
Теперь рассмотрим недостатки, т.к. они тоже здесь имеются.
1. Замена автоматического выключателя
Самым основным недостатком я считаю тот случай, когда нам необходимо произвести замену одного автомата. Сначала нам нужно обесточить весь ряд автоматов, затем снять всю гребенку, а потом уже производить замену автомата, т.к. по-другому здесь не получится — Вы просто напросто не сможете снять автомат с DIN-рейки.
2. Добавление дополнительных автоматов в щиток
Представьте, что однажды Вы решили добавить в щиток дополнительный автомат, а гребенка уже отмерена на существующий ряд.
В таком случае, новый автомат можно запитать только перемычкой или необходимо будет приобретать новую гребенку.
Решение проблемы — это заблаговременно установить и запитать в щитке резервные автоматы со стандартными номиналами — 10 (А) и 16 (А).
P.S. А Вы применяете гребенки при сборке щитков? Какие достоинства и недостатки, помимо перечисленных, Вы заметили? Какие нюансы возникали во время монтажа?
Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:
— Computer History Wiki
В компьютерной архитектуре шина представляет собой подсистему, которая передает данные или питание между компьютерными компонентами внутри компьютера или между компьютерами и обычно управляется программным обеспечением драйвера устройства. В отличие от двухточечного соединения, шина может логически соединять несколько периферийных устройств по одному и тому же набору проводов. Каждая шина определяет свой набор разъемов для физического соединения устройств, плат или кабелей.
Ранние компьютерные шины были буквально параллельными электрическими шинами с несколькими соединениями, но теперь этот термин используется для любого физического устройства, которое обеспечивает те же логические функции, что и параллельная электрическая шина. Современные компьютерные шины могут использовать как параллельные, так и последовательные соединения, и могут быть подключены либо по многоточечной (электрической параллельной), либо по топологии последовательной цепи, либо подключены через переключаемые концентраторы, как в случае USB.
Содержимое
- 1 Первое поколение
- 2 Второе поколение
- 3 Третье поколение
- 4 Описание автобуса
- 5 Топология шины
- 6 Примеры внутренних компьютерных шин
- 6.1 Параллельный
- 6.2 Серийный номер
- 7 Примеры внешних компьютерных шин
- 7.1 Параллельный
- 8 Примеры внутренних/внешних компьютерных шин
- 9 См. также
- 10 Внешние ссылки
Первое поколение
Ранние компьютерные шины представляли собой пучки проводов, к которым подключалась память и периферийные устройства. Они были названы в честь электрических шин или сборных шин. Почти всегда была одна шина для памяти, а другая для периферии, и доступ к ним осуществлялся отдельными инструкциями, с совершенно разными таймингами и протоколами.
Одной из первых сложностей было использование прерываний. Ранние компьютеры выполняли ввод-вывод, ожидая в цикле готовности периферийного устройства. Это была пустая трата времени для программ, у которых были другие задачи. Кроме того, если программа попытается выполнить эти другие задачи, повторная проверка программы может занять слишком много времени, что приведет к потере данных. Таким образом, инженеры устроили так, чтобы периферийные устройства прерывали работу ЦП. Прерывания должны были иметь приоритет, потому что ЦП может выполнять код только для одного периферийного устройства за раз, а некоторые устройства более критичны ко времени, чем другие.
Через некоторое время после этого некоторые компьютеры стали разделять память между несколькими процессорами. На этих компьютерах доступ к шине также должен был быть приоритетным.
Классический и простой способ приоритизации прерываний или доступа к шине заключался в последовательной цепочке.
DEC отметила, что наличие двух шин кажется расточительным и дорогим для небольших компьютеров массового производства, и сопоставила периферийные устройства с шиной памяти, так что устройства выглядели как ячейки памяти. В то время это был очень смелый проект. Циники предсказывали провал.
Ранние микрокомпьютерные шинные системы представляли собой пассивную объединительную плату, соединенную с контактами ЦП. Память и другие устройства будут добавлены к шине с использованием того же адреса и контактов данных, что и сам ЦП, подключенных параллельно. В некоторых экземплярах, таких как IBM PC, инструкции по-прежнему генерировали сигналы в ЦП, которые можно было использовать для реализации настоящей шины ввода-вывода.
Во многих микроконтроллерах и встроенных системах шина ввода-вывода до сих пор не существует. Связь контролируется ЦП, который считывает и записывает данные с устройств, как если бы они были блоками памяти (в большинстве случаев), все синхронизировалось центральными часами, контролирующими скорость ЦП. Устройства запрашивают обслуживание, сигнализируя на других выводах ЦП, обычно используя некоторую форму прерывания.
Например, контроллер дисковода сигнализировал ЦП, что новые данные готовы к чтению, после чего ЦП перемещал данные, считывая память, соответствующую дисководу. Почти все первые компьютеры были построены таким образом, начиная с шины S-100 в «Альтаире» и заканчивая IBM PC в 1980-х годах.
Эти простые системы шин имели серьезный недостаток для компьютеров общего назначения. Все оборудование на шине должно говорить с одинаковой скоростью и, таким образом, использует одни и те же часы.
Увеличение скорости процессора — дело непростое, поскольку скорость всех устройств также должна увеличиваться. Это часто приводит к странным ситуациям, когда очень быстрые процессоры должны «замедляться», чтобы общаться с другими устройствами в компьютере. Хотя эта проблема приемлема для встраиваемых систем, в коммерческих компьютерах она долго не допускалась.
Еще одна проблема заключается в том, что ЦП требуется для всех операций, поэтому, если он будет занят другими задачами, реальная пропускная способность шины может сильно пострадать.
Такие шинные системы трудно конфигурировать, если они построены из стандартного готового оборудования. Обычно для каждой добавляемой печатной платы требуется множество перемычек для установки адресов памяти, адресов ввода-вывода, приоритетов прерываний и номеров прерываний.
Второе поколение
Шинные системы «второго поколения», такие как NuBus , решили некоторые из этих проблем. Обычно они разделяли компьютер на два «мира»: ЦП и память с одной стороны и различные устройства с другой, с контроллер шины между ними. Это позволило процессору увеличить скорость, не влияя на шину. Это также перенесло большую часть нагрузки по перемещению данных из ЦП на карты и контроллер, поэтому устройства на шине могли общаться друг с другом без вмешательства ЦП. Это привело к гораздо лучшей производительности в «реальном мире», но также потребовало, чтобы карты были намного более сложными. Эти шины также часто решали проблемы со скоростью, будучи «больше» с точки зрения размера пути данных, переходя от 8-битных параллельных шин в первом поколении к 16 или 32-битным во втором, а также добавляя настройку программного обеспечения. (теперь стандартизированный как Plug-n-play), чтобы заменить или заменить перемычки.
Однако у этих более новых систем было одно общее качество со своими более ранними собратьями: все в автобусе должны были говорить с одинаковой скоростью. В то время как центральный процессор теперь был изолирован и мог без опасений увеличивать скорость, процессоры и память продолжали увеличивать скорость намного быстрее, чем шины, с которыми они общались. В результате скорость шины стала намного меньше, чем требуется современной системе, и машинам не хватало данных. Особенно распространенным примером этой проблемы было то, что видеокарты быстро обгоняли даже более новые системы шин, такие как 9.0003 PCI , а компьютеры стали включать AGP только для того, чтобы гонять видеокарту. К 2004 году AGP снова переросла видеокарты высокого класса и была заменена новой шиной PCI Express .
Все больше внешних устройств также используют свои собственные шинные системы. Когда дисководы были впервые представлены, они добавлялись к машине с картой, вставленной в шину, поэтому в компьютерах так много слотов на шине. Но через 19В 80-х и 1990-х годах для удовлетворения этой потребности были представлены новые системы, такие как SCSI и IDE , в результате чего большинство слотов в современных системах остались пустыми. Сегодня в типичной машине может быть около пяти различных шин, поддерживающих различные устройства.
Затем стала популярной полезная дифференциация: концепция локальной шины в отличие от внешней шины . Первые относятся к шинным системам, предназначенным для использования с внутренними устройствами, такими как графические карты, а вторые — к шинам, предназначенным для добавления внешних устройств, таких как сканеры. Заметим, однако, что «местный» также относится к большей близости к процессору VL-Bus и PCI, чем ISA. IDE — это внешняя шина с точки зрения того, как она используется, но почти всегда находится внутри машины.
Третье поколение
Автобусы «третьего поколения» в настоящее время находятся в процессе выхода на рынок, включая HyperTransport и InfiniBand . Обычно они включают в себя функции, которые позволяют им работать на очень высоких скоростях, необходимых для поддержки памяти и видеокарт, а также поддерживают более низкие скорости при обмене данными с более медленными устройствами, такими как дисководы. Они также имеют тенденцию быть очень гибкими с точки зрения их физических соединений, что позволяет использовать их как в качестве внутренних шин, так и для соединения разных машин вместе. Это может привести к сложным проблемам при попытке обслужить различные запросы, поэтому большая часть работы в этих системах касается разработки программного обеспечения, а не самого оборудования. В целом, эти шины третьего поколения, как правило, больше похожи на сеть, чем на первоначальную концепцию шины, с более высокими затратами на протокол, чем в ранних системах, а также позволяют нескольким устройствам использовать шину одновременно.
С другой стороны, интегральные схемы все чаще разрабатываются на основе предварительно разработанной логики, «интеллектуальной собственности». Такие шины, как Wishbone, были разработаны для того, чтобы устройства на интегральных схемах могли взаимодействовать друг с другом.
Описание шины
Когда-то «шина» означала электрически параллельную систему с электрическими проводниками, подобными или идентичными контактам ЦП. Это уже не так, и современные системы стирают границы между шинами и сетями.
Шины могут быть параллельными шинами, по которым слова данных передаются чередованием по нескольким проводам, или последовательными шинами, по которым данные передаются в побитовой последовательной форме. Добавление дополнительных соединений питания и управления, дифференциальных драйверов и соединений данных в каждом направлении обычно означает, что большинство последовательных шин имеют больше проводников, чем минимум два, используемых в последовательной шине I²C. По мере увеличения скорости передачи данных становится все труднее обойти проблемы временного перекоса и перекрестных помех между параллельными шинами. Одним из частичных решений этой проблемы была двойная прокачка автобуса. Часто последовательная шина фактически может работать с более высокими общими скоростями передачи данных, чем параллельная шина, несмотря на меньшее количество электрических соединений, потому что последовательная шина по своей природе не имеет перекоса синхронизации или перекрестных помех. USB, FireWire и Serial ATA являются примерами этого. Многоточечные соединения плохо работают для быстрых последовательных шин, поэтому в большинстве современных последовательных шин используется конструкция с гирляндной цепью или концентратором.
Большинство компьютеров имеют как внутренние, так и внешние шины. Внутренняя шина соединяет все внутренние компоненты компьютера с материнской платой (и, следовательно, с ЦП и оперативной памятью). Эти типы шин также называются локальными шинами, поскольку они предназначены для подключения к локальным устройствам, а не к устройствам на других машинах или внешним по отношению к компьютеру устройствам. Внешняя шина соединяет внешние периферийные устройства с материнской платой.
Сетевые соединения, такие как Ethernet, обычно не считаются шинами, хотя разница в основном носит концептуальный, а не практический характер. Появление таких технологий, как InfiniBand и HyperTransport, еще больше стирает границы между сетями и шинами. Даже границы между внутренней и внешней иногда размыты, I²C может использоваться как внутренняя шина, так и внешняя шина (где она известна как ACCESS.bus), а InfiniBand предназначен для замены как внутренних шин, таких как PCI, так и внешние, такие как Fibre Channel.
Современные тенденции развития персональных компьютеров, особенно ноутбуков, направлены на отказ от всех внешних подключений, кроме разъема для модема, категории 5, USB, разъема для наушников и опционального разъема VGA или FireWire.
Топология шины
В сети главный планировщик управляет трафиком данных. Если данные должны быть переданы, запрашивающий компьютер отправляет сообщение планировщику, который ставит запрос в очередь. Сообщение содержит идентификационный код, который передается всем узлам сети. Планировщик определяет приоритеты и уведомляет получателя, как только шина становится доступной.
Идентифицированный узел принимает сообщение и выполняет передачу данных между двумя компьютерами. После завершения передачи данных шина освобождается для следующего запроса в очереди планировщика.
Преимущество шины: можно получить прямой доступ к любому компьютеру и отправить сообщение относительно простым и быстрым способом. Недостаток: нужен планировщик для назначения частот и приоритетов для организации трафика.
См. также: Шинная сеть
Примеры внутренних компьютерных шин
Parallel
- Собственная шина ASUS Media Bus, используемая на некоторых материнских платах ASUS Socket 7
- КАМАК для контрольно-измерительных систем
- Расширенный стандарт ISA или EISA Архитектура промышленного стандарта
- или ISA
- Малое количество выводов или LPC
- Микроканал или MCA
- Мбит-шина
- Мультишина для промышленных систем
- NuBus или IEEE 1196 Локальная шина
- OPTi, используемая на ранних материнских платах Intel 80486.
- Interconnect периферийных компонентов или PCI
- Шина S100 или IEEE 696, используемая в Altair и подобных микрокомпьютерах
- SBus или IEEE 1496
- Локальная шина VESA или шина VLB или шина VL
- VME, шина VERSAmodule Eurocard
- Шина STD для 8- и 16-битных микропроцессорных систем
Последовательный
- 1-Wire
- Гипертранспорт
- I²C
- PCI Express или PCIe
- Шина последовательного периферийного интерфейса или шина SPI
- Универсальная последовательная шина USB
Примеры внешних компьютерных шин
Параллельная
- Расширенная технология подключения или ATA (она же PATA, IDE, EIDE, ATAPI и т. д.) периферийная шина подключения диска/ленты
(оригинальная ATA является параллельной, но см. также последний серийный ATA)
- IEEE-488 (он же GPIB, универсальная инструментальная шина и HPIB, инструментальная шина Hewlett-Packard)
- Интерфейс малых компьютерных систем SCSI, шина подключения периферийных устройств к диску/ленте
Примеры внутренних/внешних компьютерных шин
- Futurebus
- InfiniBand
- QuickRing
- SCI
См.
также- Адресная шина
- Конфликт шины
- Шина управления
- Передняя боковая шина
- Сеть на чипе
Внешние ссылки
- Лекция 12 Чипа Уимса: Шины
Эта страница содержит материалы из Википедии, статья Bus_(computing), под лицензией Creative Commons.
Соединительная шина для автоматов: подключение своими руками
При сборке КРУ, как правило, автоматические выключатели, расположенные под счетчиком, подключаются параллельно с помощью перемычек. Этот способ менее затратный, но имеет большой недостаток – от ненадежного контакта может расплавиться зажим автомата, что повлечет за собой короткое замыкание и, возможно, даже возгорание. Чтобы этого избежать, рекомендуется использовать специальную гребенку или, как ее правильно называть, соединительную шину для автоматов. В этой статье мы расскажем, что это такое, из чего состоит, а главное — как своими руками соединить гребенчатую шину в щитке. Итак, все по порядку.
- Конструктивные особенности
- Преимущества и недостатки
- Правила установки и подключения
Особенности конструкции
Для начала рассмотрим конструкцию гребенки. Изделие состоит из медной пластины, помещенной в пластиковую изоляцию, не поддерживающую горение. От этой плиты отходят специальные вводы, благодаря которым осуществляется соединение машин в щите. Количество пластин соответствует количеству полюсов.
Обратите внимание, что существуют гребенки с шагом 18 и 27 мм. Первые предназначены для коммутации АБ, шириной равной одному модулю. Соответственно 27 мм — это ширина 1,5 модуля. Обратите внимание на этот момент при выборе развозного автобуса для своих условий!
По количеству полюсов соединительные шины делятся на однополюсные, двухполюсные, трехполюсные и четырехполюсные. Каждое воплощение имеет свою цель. Например, однополюсная гребенка используется для подключения однофазного автоматического выключателя, а четырехполюсная, соответственно, для монтажа трехфазных УЗО на 4 полюса (три фазы и ноль).
Количество отводов может быть от 12 до 60, поэтому использование гребенок для соединения двух электромашин не является рациональным решением. При сборке больших щитов целесообразно использовать распределительную шину.
Сами метчики могут быть штифтовыми (маркировочный штифт) или вилочными (вилочными). Первые используются гораздо чаще, т.к. вилочные отводы подходят не для всех машин, для них нужен специальный зажим.
Последняя конструктивная особенность, о которой хотелось бы рассказать, это сечение изгибов. Как правило, отводы производят сечением 16 мм.кв., чего вполне достаточно, чтобы выдержать токовую нагрузку в 63 А.
Преимущества и недостатки
Сначала поговорим о преимуществах шин для автоматических выключателей. Итак, гребенка имеет следующие преимущества при электромонтаже:
- Лучшее подключение коммутационного оборудования. Если соединение перемычкой представлено двумя концами провода в одном зажиме, то использование гребенчатой шины снижает это значение в 2 раза, что положительно отражается на качестве контакта.
- Как мы уже говорили, соединительная гребенка доильного аппарата выдерживает до 63 А. Сделайте петлю из провода сечением 16 мм.кв. будет намного тяжелее.
- Разводка в щитке с помощью распределительной шины выглядит более аккуратно, что видно на фото ниже:
Что касается недостатков, то они следующие:
- Не всегда есть возможность соединить машины разных производителей. Дело в том, что различные компании могут выпускать модульные коммутационные изделия разной высоты. В результате ответвитель не всегда достигает меньшего AV-разъема.
- Более проблематичная замена автоматических выключателей в щите. Для замены одного устройства придется ослабить соединительную шину на всех разъемах, иначе поднять ее выше не получится, а без нее не достать машинку.
- Если есть необходимость добавить в щиток еще один АБ, то придется либо полностью менять гребенку, либо подключать ее перемычкой, что негативно скажется на эстетическом виде щита. Кроме того, при замене придется отключать напряжение на всех питающих линиях, что иногда очень нежелательно, особенно на производстве.
Кстати, гребенчатую шину можно использовать для подключения не только автоматических выключателей, но и УЗО, а также дифавтоматов. О том, как подключить этот разъем в шилде, мы расскажем далее.
Правила установки и подключения
Сначала нужно отмерить нужную длину гребенки (если остаток все равно есть) и отрезать тот кусок, который вам нужен. Резать покрышку для станков лучше всего ножовкой. Рекомендуем отрезать диэлектрический пластиковый корпус с запасом 1-2 см, что защитит токоведущие части и предотвратит короткое замыкание. По краям также необходимо поставить заглушки или заизолировать концы обычной изолентой.
После отрезания подходящей длины приступаем к соединению автоматических выключателей с помощью гребенки. Здесь все просто, шину нужно расположить вверху, вставить штыревые отводы в соответствующие разъемы и закрутить винты. В одну из клемм, крайнюю, нужно подключить входной питающий провод.
Процесс подключения подробно описан в видеопримере:
При использовании соединительной гребенки с патрубками некоторые производители машин (Hager, ABB) предусматривают отдельный разъем (расположен внизу), для который вам нужно установить. Этот момент наглядно продемонстрирован на видео:
Как видите ничего сложного в установке и подключении однорядной соединительной шины нет, по крайней мере на примере подключения однополюсных АВ. Что касается УЗО, дифавтоматов и двухполюсных выключателей, то их подключение будет выглядеть несколько иначе.
В этом случае нужно использовать биполярную расческу. Отводы фазы и нуля таких шин расположены через единицу, поэтому нужно выполнить подключение в соответствии с маркировкой (каждый отвод в свой разъем), а затем надежно затянуть винтовые зажимы.