Разъем OBD: что это и зачем его нужно блокировать?

«Добрый день, редакция! Друзья замучили меня вопросом о защите диагностического разъёма автомобиля. Типа без неё я помогаю угонщикам своего авто. Но не понимаю, какой в этом смысл. Марк»

OBD-разъём

Это лишь одно из тех писем, которые содержат вопрос о защите OBD или диагностического разъёма транспортного средства. По многочисленным просьбам расскажем о рисках и предотвращении хищения данных.

Что такое OBD-разъем?

Практически каждый автолюбитель слышал про OBD-разъем, через который можно проверить работоспособность систем автомобиля, обновить прошивку блоков управления двигателем, АКПП, расшифровать имеющиеся ошибки и др.

Про OBD вспоминают, как правило, при появлении на приборной панели надписи CheckEngine, свидетельствующей о неисправностях в работе двигателя.

OBD — универсальный аппаратный интерфейс, позволяющий проводить компьютерную диагностику. Диагностический разъем OBD находится в непосредственной близости от руля (на расстоянии не более 18 см), имеет вид розетки трапециевидной формы с 16 контактами, сгруппированных в 2 группы по 8 штук.

Разъем OBD в настоящее время имеется на всех современных автомобилях, оснащенных системой самодиагностики. Это позволяет производить диагностику основных параметров даже без использования специализированного дилерского оборудования.

Для этого достаточно иметь специальный сканер, который опрашивает электронный блок управления автомобилем (ЭБУ) по цифровой шине и получает информацию в режиме реального времени о состоянии систем и датчиков.

Протекция ерш топлива

Принцип действия этот системы заключается в том, при впрыскивании специальной жидкости двигатель с поврежденным контролером, модулем зажигания либо всеми катушками, топливным насосом или отсутствии питания форсунок топливной подачи.

ВАЖНО! Если датчик коленного вала в неисправности или поврежден, и при этом отключено питание, то запуск двигателя становится невозможным.

Что можно сделать через разъем OBD?

OBD2-разъем получает исчерпывающую информацию по CAN-протоколу от ЭБУ, приблизительно по 20 параметрам работы двигателя. С помощью сканеров и специального оборудования можно:

  • прочитать и расшифровать имеющиеся коды ошибок в работе электронной системы автомобиля (состоят из 5 символов – латинской буквы и 4 чисел);
  • контролировать параметры работы систем управления автомобилем в режиме реального времени, в том числе — в движении;
  • очистить результаты диагностики и сбросить имеющиеся ошибки;
  • осуществить контроль выбросов при проведении технического осмотра автомобиля;
  • управлять и обновлять отдельные блоки управления автомобилем;
  • анализировать статистику (стоп-кадр) показателей системы управления в момент возникновения ошибок.

Кроме того, OBD позволяет скорректировать показания спидометра автомобиля, обнаружить заблокированную электрическую цепь, установленной в автомобиле сигнализацией, или прописать дополнительный ключ.

Эти действия в случае несанкционированного доступа деактивируют штатный иммобилайзер программно, и, соответственно, отключают защиту автомобиля.

Данными возможностями зачастую пользуются преступники, чтобы завладеть автомобилем. Зачастую в эту схему вовлекаются недобросовестные работники сервисных центров.

Методы защиты

Антиугонные средства разделяют по назначению, способу подключения и итоговым трудностям для угонщика. Их весомое преимущество – они позволяют вернуть работоспособность OBD II, но деактивировать их быстро может только владелец с помощью оригинального устройства.

Лидером по эффективности называют механический сейф. Он снабжен уникальными болтами «звезда в звезде», которые возможно открыть только с помощью механического ключа или устройством, которое находится у водителя. Сейф блокирует доступ к прописыванию третьего ключа в недобросовестных мойках или ненадежных автосервисах. Конструкцию быстро устанавливают и отключают. Но угонщик столкнется с трудностями.

Как защитить?

OBD-разъем должен быть доступен. Однако, для предотвращения несанкционированного доступа следует озаботиться о защите или блокировке данного разъема.

Существует три варианта защиты разъема OBD и ограничения доступа к ЭБУ.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

1. Перенос разъема в труднодоступное место, либо защита его специальным кожухом.

Как правило, данные действия не влекут за собой ограничения в управлении автомобилем. Но в этом случае могут возникнуть вопросы у дилера (особенно при переносе разъема), о несанкционированном вмешательстве в штатную электрическую систему автомобиля и о сохранении гарантийных обязательств. Кроме того, в зависимости от расположения блока не всегда возможно установить защитный кожух.

2. Произвести перепиновку контактов, т.е. поменять их местами, либо замена OBD-разъема другим, нестандартной формы.

В этом случае клиенту передается специальный переходник для подключения типового оборудования (сканеров). Минусы данного решения аналогичны предыдущему – вероятное снятие автомобиля с гарантии. Кроме того, каждый сервис, осуществляющий диагностику, будет в курсе произведенной перепиновки или замены. А значит, велика вероятность, что злоумышленники будут подготовлены к данному факту, и защита не сработает.

3. Блокировка разъема посредством разрыва цифровой шины, связывающей разъем с ЭБУ.

Блокировка осуществляет с помощью стандартного реле дополнительных каналов охранных систем и сигнализаций. Мы считаем этот способ самым оптимальным вариантом защиты OBD-разъема от несанкционированного доступа. В этом случае диагностический разъем доступен любому подключению, пока сигнализация или иммобилайзер не находится в режиме охраны. Место подключения находится в недоступном месте, и выявить ее крайне сложно. В результате сервисмены или угонщики даже не узнают о произведенной блокировке.

Произвести блокировку диагностического разъема вы можете в любом филиале Автостудио в Москве или СПб.

Сигнализация

Сигнализация, что явствует уже из названия, призвана сигнализировать о неправомерных действиях, совершаемых с автомобилем. Также они отлично справляются с сервисными функциями (запирание дверей, доводка стекол, автозапуск и т. п.). Существует принципиальное отличие по управлению сигнализацией:

  • аналоговое;
  • посредством CAN-шины.

Виды сигнализаций по функциональности:

  • односторонние – при взломе авто будет подан звуковой сигнал, задействована световая сигнализация;
  • двусторонние – владелец машины получает обратную связь. Водитель не только контролирует состояние определенных систем через брелок, но и сам может генерировать команды. Сигнализации с автозапуском – яркий пример двухстороннего средства защиты.

Какая система действительно способствует защите

Установка несоответствующей сигнализации может значительно понизить уровень защищенности вашего авто. Так происходит, когда в дорогой, современный автомобиль монтируют аналоговые системы.

Штатный иммобилайзер в современных автомобилях – действительно надежное средство защиты. Установка, пускай и с управлением по CAN-шине, комплекса с динамическим кодом сделает ваш автомобиль легкой добычей для угонщиков. Часто при установке прописывают клон чипа иммобилайзера, помещая его в салоне. Динамический код легко перехватить с помощью код-грабера. А поскольку чип иммобилайзера уже установлен в салоне, ничего не машет угонщику завести машину.

Значительно преувеличена степень защиты авто с GSM-сигнализацией. С помощью GSM-модуля владелец может определить местоположение машины, параметры основных систем, находясь в любой точке мира. Но опытные угонщики используют специальные «глушилки», которые препятствуют передаче сигнала о взломе.

На данный момент самая лучшая система – сигнализация с диалоговым управлением. Такая система действительно защитит ваше авто от электронного взлома.

Блокировка двигателя

Принудительный разрыв определенных цепей не даст завести двигатель при попытке угона авто. Блокироваться могут силовые цепи, к примеру, стартер или бензонасос. Также могут быть блокированы показания датчиков (ДПКВ, ДПРВ ДПДР). Самые лучшие методы защиты машины от угона: разрыв силовых цепей в движении, показаний датчиковой аппаратуры и блокировка по CAN-шине автомобиля.

Угон через OBD II

После деактивации сигнализации угонщику нужно завести машину. Для этого необходимо обойти штатный иммобилайзер, что можно сделать несколькими путями:

  • через диагностический объем прописать двойник штатного ключа. Для этого используются специальный «заводилки», что позволят потратить на весь процесс не более минуты;
  • установить другой блок иммобилайзера, а уже затем через диагностический разъем прописать для ЭБУ новый блок. ЭБУ поймет, что «слушаться» теперь нужно новый блок, а поэтому блокировка запуска двигателя деактивируется;
  • перевод ЭБУ в аварийный режим с помощью специального оборудования. Такой режим позволяет запустить двигатель без опроса иммобилайзера. Способ применим для авто, выпущенных до 2012 года.

Во всех этих случаях охрана машины деактивируется через диагностический разъем OBD II.

Модернизация штатных систем

Что может обезопасить штатный защитный комплекс:

  • защита диагностического разъема, которая может быть осуществлена тремя способами. Перенос разъема в другое место салона, что заставит угонщика потратить время на поиски. Использование переходников. К штатному разъему «мама» подключается подходящий разъем «папа», соединенный с видоизменным разъемом на втором конце. Теперь к OBD II можно будет подключиться только через специальный переходник. Учтите, что к новому разъему провода должны идти одного цвета, чтобы не дать злоумышленнику подключиться напрямую, распознав цветовую схему проводки. Установка металлического кожуха, защищающего разъем. Если не будут защищены провода, подходящие к OBD II, то угонщик сможет подключиться к ним напрямую. Замок кожуха должен быть надежным, чтобы заставить вора повозиться при взломе;
  • перепиновка разъема OBD II. Стандартное оборудование угонщика не сможет подключиться к авто;
  • защита блока ЭБУ (два способа) Установка металлического корпуса, препятствующего демонтажу блока ЭБУ и штатного иммобилайзера. Защитная пластина монтируется с помощью срывного крепежа. Перепиновка выводов ЭБУ (перекроссировка), которая может быть выполнена только после окончания гарантии на машину.

Дополнительная электронная защита:

  • блокировка цифровой шины посредством специального цифрового реле. Угонщик не сможет считать коды или дописать ключи;
  • блокировка CAN-протокола. Специальный блокиратор может быть установлен в любое место CAN-шины, что делает поиски очень затруднительными.

Метка

От угона машину с бесключевым доступом убережет защита от ретрансляции. Грамотная блокировка цифровых шин сделает невозможным использование ретрансляторов. В защитном комплексе авто используется специальная метка, без которой невозможна идентификация владельца и доступ к автомобилю. Саму метко нужно держать отдельно от брелока. К примеру, вместе с документами, чтобы обезопасить себя от риска кражи.

Выводы

OBD-разъем, несомненно, удобная и необходимая функция вашего автомобиля. При правильной организации защиты вероятность угона значительно уменьшается. Необходимо применять комплексную защиту и не надеяться только на штатный иммобилайзер, также, как и на отдельно сигнализацию или блокировку диагностического разъема.

Сами по себе все эти устройства и действия имеют определенные недочеты и «дыры» в защите, которыми успешно пользуются злоумышленники. Способы отключения и обхода охранных устройств отработаны ими до автоматизма.

И только нестандартные решения, требующие дополнительного времени на преодоление каждого рубежа охраны, обеспечивают максимальную защиту вашего автомобиля.

А организовать ее вам помогут специалисты Автостудио. Достаточно позвонить нам и получить подробную бесплатную консультацию.

Маркировка деталей

Скрытую маркировку невозможно увидеть, если не получить доступ к частям машины. Для отпугивания угонщиков, которые хотят подменить детали или угнать транспорт, специально наносится видимая маркировка.

Противоугонную маркировку невозможно уничтожить, не нанеся при этом повреждение детали.

Противоугонная маркировка обладает следующими преимуществами:

  1. снижает риск угона и дает возможность быстро найти пропавшую машину;
  2. затрудняет продажу украденных с авто комплектующих и узлов;
  3. не дает монтировать краденые детали на другой автомобиль такой же марки (при регистрации авто подмена становится заметной сразу);
  4. не дает возможности из краденых элементов собирать б/у авто и перепродавать их.

Блокировка педалей

Еще одной распространенной противоугонной системой является блокиратор на педалях транспортного средства. Принцип действия очень прост. Автомобиль ставится на сигнализацию при помощи специального брелка либо центрального замка. В этот момент педаль тормоза автоматически блокируется. В авторской противоугонной системе допускается ручная блокировка педали касанием ключа.

ВАЖНО! Если машина была открыта не родным ключом, то при нажатии на тормозную педаль, она остается в нажатом положении. А это препятствует перемещению авто.

Если угонщик полезет поправлять и нажимать педаль, то она до максимума зафиксирует колеса. Для разблокировки педали требуется поднести к определенному месту (известному только автовладельцу) брелок разблокировки.

Комплекс мер от угона

На сегодняшний существует огромное количество различных средств, позволяющих обезопасить автомобиль от угона. Иногда без консультации специалиста невозможно разобраться в этом множестве. Чтобы выбрать правильную защиту для железного «друга» в первую очередь требуется запомнить, что любая противоугонная система – это своего рода оборона.

Максимальной защиты транспортного средства можно добиться объединением в комплекс нескольких защитных устройств.

К элементам комплексной защиты относятся:

  • Сигнализация – охранная система, действие которой направлено на оповещение автовладельца о возникновении опасной ситуации.
  • Противоугонная система, препятствующая движению машины. Различают механические (блокиратор руля либо передачи) и электронные, мешающие работе двигателя.

Лучшие средства

Среди автовладельцев нередко разгораются споры о том, какая же защита от угона лучше? Однозначно ответить на этот вопрос не может ни один владелец машины. Одни считают, что самая надежная защита электронная, другие предпочитают механическую, третьи выбирают только комплексную противоугонную защиту.

Здесь рекомендуется опираться на индивидуальные предпочтения и финансовые возможности.

Авторская защита

Авторской защитой от угона транспорта является разработка и создание отдельной охранной системы. Создается авторская защита исходя из требований владельца транспортного средства и размера его кошелька. Авторская защита, так же как и комплексная, состоит из нескольких видов охранных систем:

  1. сигнализации;
  2. иммобилайзера;
  3. механической противоугонной системы.

Особенность авторской противоугонной системы заключается в ее индивидуальности. Благодаря чему у угонщика практически нет шансов обойти ее.

Роль ретранслятора

С помощью данного прибора угонщику удается не только вскрыть противоугонную систему, но и запустить двигатель (на авто с коробкой-автоматом).

Любой ретранслятор состоит из двух идентичных блоков, один из которых располагается возле автовладельца с ключами от машины, а второй возле автомобиля. Сигналы, идущие от ключей и основного блока, передаются по отдельному каналу. После того, как угонщик получил нужный ему сигнал, охрана транспортного средства отключается и дает возможность использовать транспортное средство по своему усмотрению.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: